Важно отметить, что для многих компаний и организаций, в первую очередь коммерческих, экологичность — это еще и положительный имидж среди клиентов и партнеров, иногда — конкурентное преимущество. «Зеленый» подход в организации работы, ко всему прочему, довольно прагматичен, ведь нередко он помогает снизить затраты организации на содержание офиса.
Для того чтобы компания стала более «зеленой», необходимо провести целый комплекс мероприятий. Первым важным этапом является оценка деятельности и минимизация вреда. Для начала необходимо комплексно оценить экологический след организации, сделав как внутреннюю экологическую оценку, так и экологическую оценку внешней профильной деятельности. Вторым важным шагом должен стать план действий по минимизации или компенсации нанесенного вреда окружающей среде (по снижению углеродного следа). Для организаций без обширной производственной деятельности также можно использовать расчет экологического следа.
СПРАВОЧНО
Углеродный след — термин, используемый для обозначения расчетного количества вредных для природы выбросов от деятельности отдельных организаций или предприятий. Для потребительских целей существует много вариантов грубой оценки этого параметра: от простых онлайновых калькуляторов до сложных инструментов с использованием теорий жизненного цикла или расчетов по методу «затраты–выпуск». Однако точного принципа измерения или вычисления количественного значения углеродных выбросов не существует.
Экологический след — условное понятие, отражающее потребление человечеством (человеком или группой лиц) ресурсов биосферы, которое отражает площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых ресурсов, поглощения и переработки образующихся отходов. Экологический след позволяет измерить давление (влияние) на окружающую среду любого человека, предприятия, организации, населенного пункта, страны и населения всей планеты.
В зависимости от специфики деятельности каждая компания выбирает наиболее удобную форму компенсации: например, один из популярных в Беларуси производителей напитков в качестве компенсации заболачивает нарушенные болота, другие высаживают леса, третьи занимаются экологическим образованием. Однако начинать можно с небольших конкретных действий по «озеленению» офиса.
«Зеленый» офис — это концепция управления организацией, которая позволяет уменьшить негативное влияние на окружающую среду посредством максимального сохранения ресурсов и энергии и уменьшения количества отходов. «Зеленый» офис — довольно емкое понятие, которое включает в себя много различных аспектов — от правильно организованного рабочего места до транспорта, который используют сотрудники. Данную концепцию можно назвать «3r»: reduction (уменьшать потребление воды, энергии и других ресурсов), refinement (повторно использовать), replacement (заменять, перераспределять, закупать товары и услуги, которые минимизируют влияние на окружающую среду, более эффективно использовать транспорт и др.).
Предлагаем несколько простых и незатратных мероприятий, которые помогут снизить негативное влияние деятельности вашей организации на окружающую среду и на здоровье сотрудников.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (34), апрель 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.