№ 5, май 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Порядок внесения изменений в разрешительную документацию в области обращения с отходами

Рубрика «Практикум»

Р.А. Верменков, эколог

Инструкция по обращению с отходами производства

Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «Об обращении с отходами» (далее — Закон об обращении с отходами) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение.

Требования к разработке инструкции по обращению с отходами установлены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45. Согласно данному постановлению юридические лица и индивидуальные предприниматели в 60-дневный срок разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) для ее согласования в случаях:

  • изменения наименования юридического лица, его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя, его места жительства, реорганизации юридического лица, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;

  • изменения требований законодательства Республики Беларусь, регулирующих порядок обращения с отходами.

Рекомендуется создать нормативную базу, содержащую нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты (далее — НПА и ТНПА), касающиеся аспектов воздействия на окружающую среду предприятия, на котором работает эколог (НПА и ТНПА в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, водных ресурсов и т.п.), и периодически отслеживать вносимые в них изменения;

  • изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства.

Допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки, периодичность вывоза отходов производства указываются в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства. Ответственные лица предприятия за сбор отходов производства в местах их временного хранения и перевозку отходов на использование, обезвреживание, хранение или захоронение должны знать и соблюдать установленные инструкцией предприятия нормы. В то же время эти нормы должны быть разработаны на основании фактических данных о количестве образования, накопления и перевозки отходов, полученных в процессе инвентаризации отходов производства[1]. Таким образом, изменение допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства выявляется в процессе учета отходов производства (первичного, общего или при инвентаризации).

Если лица, ответственные за ведение учета, не сообщили экологу предприятия об изменениях, при ведении общего учета отходов эколог определяет, не превышено ли допустимое количество накопления отходов производства и соблюдается ли периодичность вывоза отходов производства. Также данные изменения можно обнаружить при осуществлении производственного контроля за обращением с отходами, т.к. объектами контроля могут являться, кроме прочего, источники образования отходов, в том числе производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии, места временного хранения отходов производства, документация по первичному учету отходов производства;

  • изменения условий и мест хранения отходов производства.

Условия хранения отходов производства (тара, специальное оборудование площадки и т.п.) устанавливаются в разделе «Сбор и хранение отходов производства» инструкции по обращению с отходами производства предприятия. Места хранения отходов производства указываются в приложении «Карта-схема хранения отходов производства» к инструкции по обращению с отходами. В случае несоответствия расположения мест хранения отходов производства карте-схеме хранение считается не санкционированным.

  • Строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, модернизация, изменение профиля производства юридического лица и индивидуального предпринимателя, повлекшее изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;

  • изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.

Следует отметить, что важно проверять изменения в реестре объектов по использованию и обезвреживанию отходов, т.к. захоронение отходов при наличии объекта обезвреживания, хранения или использования не допускается.

Для согласования инструкции по обращению с отходами производства необходимо представить в территориальные органы Минприроды заявление произвольной формы и 2 экземпляра инструкции, утвержденной руководителем юридического лица.

Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается сроком на 5 лет, и не позднее одного месяца до истечения срока ее действия подаются документы для согласования новой инструкции.

 

Разрешения на хранение и захоронение отходов производства

Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов. Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства, лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях , выдаваемых Минприроды или его территориальными органами.

Порядок выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов производства установлен Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия. В данные разрешения вносятся изменения и (или) дополнения в случаях:

  • регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от сторонних организаций. Как уже было отмечено выше, необходимо периодически проверять наличие изменений в реестре объектов по использованию отходов, касающихся отходов производства, указанных в разрешении на хранение и захоронение отходов производства;

  • изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение;

изменения количества отходов производства, подлежащих хранению, захоронению в соответствии с разрешением. Соблюдение количества отходов производства, подлежащих хранению, захоронению в соответствии с разрешением осуществляется при ведении учета отходов производства. Анализируя данные журналов первичного учета отходов по форме ПОД-9 при заполнении журнала учета отходов по форме ПОД-10, эколог сверяет суммарное количество отхода, направленного на захоронение в текущем году, с количеством, указанным в разрешении. Если количество отходов производства, направляемых на захоронение, близко к предельному значению, установленному в разрешении, необходимо определить причины увеличения количества образования отходов производства (например, увеличение объемов производства), определить, будет ли образование данного отхода до конца года и сделать вывод о необходимости внесения изменений в разрешение.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (35), май 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.