По сравнению с иным транспортом у велосипеда максимальный социоэкономический эффект, который выражает общественную прибыль использования велосипеда в денежной форме. В нем суммируются такие показатели, как стоимость транспорта, время и безопасность передвижения и расходы на последствия аварий, стоимость поддержания дорожной инфраструктуры, здоровье людей.
Велосипед — не решение всех проблем. Как и остальной городской транспорт, он имеет свои ограничения, преимущества и недостатки. Например, он проигрывает личному автотранспорту, если дистанция между домом и работой превышает 10 км, но выигрывает у любого транспорта в скорости в центре города на расстояниях до 5 км. Ограничено использование велосипеда в зимнее время. В Копенгагене 35 % всех поездок осуществляется на велосипеде. В Минске это значение пока не превышает 0,1 %. В целом, можно прогнозировать, что сегмент в 1–3 % в транспортных перевозках велосипед может занять в ближайшие 5 лет.
В Минске и Беларуси в целом очень хорошие условия для таких перспектив — широкие тротуары и дороги, компактность городов, плоский рельеф и мягкий климат.
Выгоды для предприятия при создании условий для велосипедистов
В странах, где велосипедное движение начало развиваться раньше, давно определили весомые плюсы велосипеда:
-
создавая условия для велосипедистов — работников организаций, улучшается имидж организации;
-
работники, совершающие поездки на работу на велосипеде, по статистике меньше болеют. К слову, в Минске есть предприятия, которые поощряют тех сотрудников, которые в течение года не болели;
-
уменьшается нагрузка на автомобильный паркинг: там, где запаркован 1 автомобиль, можно поставить 8 велосипедов;
-
велосипедист не зависит от транспортных пробок и по статистике меньше опаздывает;
-
улучшается качество воздуха, особенно это касается тех предприятий, у которых автомобильные парковки располагаются рядом с административными зданиями;
-
поощрение использования велосипеда приводит к экономии на корпоративном фитнесе.
Создание требуемых условий для велосипедистов обходится недорого.
Какие условия требуются велосипедистам?
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь со стороны города способствует улучшению городской велоинфраструктуры. C декабря 2013 года, согласно изменениям, внесенным в ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» на всех новых и ремонтируемых улицах пересечения тротуара и проезжей части выполняются без перепада высот (ранее норматив был 45 миллиметров).
Для комфортных поездок на велосипеде на работу требуется также создание других условий — хорошей и безопасной велопарковки, а также комнаты для переодевания.
На некоторых предприятиях серьезным ограничением может быть строгий дресс-код. В таких случаях такая комната обязательна.
Есть в Минске предприятия, которые начали организовывать и более комфортные условия, например, душ.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (35), май 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.