№ 6, июнь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Особенности и перспективы экологического страхования в Республике Беларусь

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

В.В. Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»

Быстрый рост человечества в XX в., научно-технический прогресс, беспрецедентное антропогенное воздействие на биосферу породили глобальный экологический кризис, который охватил не только территорию нашей страны и сопредельных государств, но и всю планету.

К наиболее глубоким проявлениям кризисной экологической ситуации в нашей стране можно отнести:

– радиоактивное загрязнение более 22 % сельскохозяйственных и 21 % лесных угодий территории республики, что существенно ограничило возможный природно-ресурсный потенциал и вызвало потребность огромных затрат на снижение радиационной опасности;

– значительное превышение нормативного уровня загрязнения воздушного бассейна в городах с высоким уровнем концентрации экологоопасных производств и большим неконтролируемым парком автотранспорта;

– интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболоченных земель;

– загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточными водами акваторий уникальных естественных водных объектов, таких как оз. Нарочь, Свитязь, Голубых и Браславских озер и ряда других;

– техногенная деградация ландшафтов;

– неблагополучная экологическая ситуация в сельской местности, вызванная многолетним воздействием на среду обитания отходов крупных животноводческих комплексов, химизацией сельского хозяйства и т.д.

Страхование экологического вреда приобретает все большее значение в связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности, предупреждения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду, привлечения негосударственных ресурсов в сферу природопользования, обеспечения финансовой устойчивости предприятий. В некоторых Законах Республики Беларусь предусмотрено страхование ответственности за вред окружающей среде, однако практика его применения ограничена.

В экологическом законодательстве под экологическим вредом понимается вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду.

Сущность экологического страхования

Экологическое страхование в Республике Беларусь представляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по защите имущественных интересов граждан и организаций, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц при причинении экологического вреда (ст. 85 Закона об охране окружающей среды).

СПРАВОЧНО

Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» определено, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

В ряде стран экологическое страхование введено законом как обязательное или числится как один из вариантов обязательных финансовых гарантий. Среди них — США, Азербайджан (с 2002 г.), Казахстан (с 2005 г.), Туркменистан (с 2011 г.).

Значения понятий экологический риск, экологический вред, вред, причиненный окружающей среде, и др. определены в ст. 1 Закона об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 79 Закона об охране окружающей среды экологическое страхование является одним из элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования. Это связано с тем, что из-за дефицита бюджета и снижения государственных функций в области охраны окружающей среды возникает необходимость поиска новых источников средств, необходимых для предупреждения и ликвидации экологического ущерба, вызванного как негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, так и чрезвычайными ситуациями природного характера. Государство постепенно переносит бремя экономической ответственности за состояние объектов охраны окружающей среды в первую очередь на физических и юридических лиц, а затем только на Республику Беларусь и ее административно-территориальные единицы.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (36), июнь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.