Раздел «Охрана окружающей среды» (далее — раздел ООС) в составе проектной документации разрабатывается для оценки экологического состояния территории с позиции возможности (необходимости) размещения проектируемого (или реконструкции действующего) объекта и содержит предварительный качественный и количественный прогноз возможных изменений в окружающей среде после реализации намечаемого строительства (реконструкции).
Закон о государственной экологической экспертизе устанавливает строгие предписания о недопустимости увеличения при эксплуатации объекта объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сточных вод, отходов производства, указанных в утвержденной проектной документации. Поэтому особенно важно при разработке раздела ООС учесть все возможные факторы, которые будут оказывать влияние на среду обитания при функционировании проектируемого объекта.
Для полной оценки возможного влияния проектируемого объекта на окружающую среду, в соответствии с определением объектов природы в Законе об охране окружающей среды, раздел ООС включает следующие основные подразделы:
- охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
- охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения;
- охрана и рациональное использование земельных ресурсов;
- охрана растительности;
- охрана животного мира;
- охрана от загрязнения отходами производства, коммунальными и твердыми бытовыми отходами.
Объем информации, представляемой в разделе ООС, определяется спецификой рассматриваемого в каждом конкретном случае производства и степенью его воздействия.
В данной статье будут рассмотрены основные вопросы, которые необходимо решить при разработке подраздела «Охрана атмосферного воздуха от загрязнения» (далее — подраздел).
Подраздел выполняется для объектов, в которых имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и включает характеристику объекта в части воздействия на атмосферный воздух и принципиальные решения по защите атмосферного воздуха от этого воздействия.
Принципиальные решения по защите атмосферного воздуха от воздействия на атмосферный воздух — все принятые проектом решения, направленные на снижение выделения загрязняющих веществ от размещаемого объекта. К таким решениям можно отнести следующие мероприятия:
- локализация выбросов от источников выделений (местные отсосы, укрытия и т.п.);
- установка пылегазоочистного оборудования (особенно на «пылящее» оборудование);
- организация укрытий для открытых складов хранения сыпучих материалов;
- технологические мероприятия (применение на объекте наиболее совершенных технологий производства продукта).
Решение о реализации каждого природоохранного мероприятия должно основываться на принципах обоснованности и достаточности и обеспечивать достижение нормативных параметров атмосферного воздуха в районе размещения рассматриваемого объекта.
СПРАВОЧНО
Перечень данных, расчетов и мероприятий, которые могут включаться в подраздел:
- существующее состояние атмосферы в районе строительства;
- характеристика источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (представляются данные по существующим и проектируемым источникам выбросов с указанием их качественной характеристики и определением источников выделения);
- расчеты выбросов загрязняющих веществ;
- характеристика загрязняющих веществ, содержащихся в выбросе объекта;
- комплекс мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения. Анализ эффективности очистки выбросов;
- анализ расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ;
- предложения по установлению лимита выбросов по предприятию (норматив допустимых выбросов) (далее — НДВ);
- расчет и организация санитарно-защитной зоны.
До начала разработки подраздела необходимо запросить у заказчика:
-
характеристику существующих источников выбросов загрязняющих веществ (при выполнении проектов реконструкции действующих производств). Данная характеристика содержится в акте инвентаризации выбросов загрязняющих веществ для действующего предприятия, либо в разделе «Охрана окружающей среды» проектной документации предприятия для проектируемого предприятия.
Ответственность за полноту и достоверность предоставления информации несет заказчик. Следует дополнительно отметить, что при проведении работ на действующем предприятии неполное предоставление данных о работе источников выбросов загрязняющих веществ не позволяет объективно оценить существующий уровень загрязнения и может впоследствии привести к превышению нормативов предельно допустимых концентраций (далее — ПДК). Это в свою очередь может повлечь за собой наложение штрафных санкций или полную остановку предприятия;
Для получения справки заказчик (или по его поручению проектная организация) направляет запрос в РЦРКиМ с просьбой предоставить данные по фоновым концентрациям и расчетным метеохарактеристикам в районе размещения объекта. Информация предоставляется на платной основе по предоплате. Полученная из РЦРКиМ информация действительна до даты, указанной в справке (дата определяется графиком обновления информации).
Анализ этих данных позволяет оценить существующее состояние атмосферного воздуха в районе размещения предполагаемой хозяйственной деятельности и сделать вывод о возможности ее дальнейшей реализации.
Согласно данным РЦРКиМ, в последнее время во многих городах республики наблюдаются критически высокие значения некоторых загрязняющих веществ уже в фоновых концентрациях. В таких случаях не допускается расширение производств, технологический процесс которых связан с увеличением выбросов таких загрязняющих веществ.
Для определения проектируемых источников выбросов загрязняющих веществ необходимо выявить источники выделения загрязняющих веществ при осуществлении технологического процесса и работе вспомогательных производств.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (36), июнь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.