№ 6, июнь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Европейская практика организации сбора отходов от населения

Рубрика «Обращение с отходами»

Т.С. Благовещенская, эксперт-аудитор по качеству в области сертификации СУОС, международный ведущий аудитор EMS

Современная схема обращения с отходами потребления, образующимися у населения, обычно строится на основе следующих принципов.

1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья.

2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.

3. Укрупнение объектов утилизации отходов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных полигонов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду на стадии утилизации отходов. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов по переработке и обезвреживанию отходов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату коммунальных услуг.

4. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами. Внедрение современных технологий переработки отходов требует значительных инвестиций. Основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов. С целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней развитие системы обращения с отходами должно быть основано на максимальном использовании механизмов государственно-частного партнерства.

При планировании системы управления отходами на уровне государства или муниципалитетов необходимо рассмотреть два основных вопроса:

1) какие методы переработки или захоронения отходов будут использованы;

2) каковы плотность населения и доминирующие виды жилищ (многоэтажная застройка или частные дома).

Ответы на эти вопросы определяют технологические решения сбора отходов, виды контейнеров и машин, логистику транспорта.

При организации управления отходами определяют 3 основных типа прямых затрат:

  • авансовые платежи включают в себя начальные инвестиции и расходы, необходимые для внедрения служб по управлению твердыми бытовыми отходами (далее — ТБО);
  • эксплуатационные расходы — ежедневные расходы на функционирование системы управления ТБО;
  • конечные затраты включают расходы на захоронение остатков от переработки ТБО, содержание закрытых полигонов ТБО и других технологических решений по переработке отходов. Выплаты в пенсионный фонд работников, задействованных в системе управления ТБО, к данной категории затрат также относят медицинское обслуживание бывших работников.

К другим категориям затрат на функционирование систем управления отходами относят:

  • затраты на приведение в соответствие с требованиями законодательства  недействующих («замороженных») объектов по захоронению отходов. В Европе есть такие неиспользуемые полигоны ТБО, неэксплуатируемые из-за их несоответствия природоохранному законодательству и для дальнейшего функционирования которых требуется проведение модернизации по предотвращению загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы;
  • непредвиденные затраты — затраты, возникновение которых на определенном этапе необязательно, но возможно (например, затраты на предотвращение возможных выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, очистку фильтрата с тела действующих полигонов ТБО и т.п.).

Места дислокации пунктов сбора и временного накопления отходов, маршруты и графики их вывоза, экономически обоснованные тарифы определяются  муниципалитетами и городскими властями по итогам разработки генеральных схем очистки территорий населенных мест.

Схемы сбора отходов отличаются не только применяемыми средствами накопления отходов (контейнеры, мешки), но и схемой организации сбора отходов, конструкцией транспортных средств. Качество собранных отходов (сортированные или несортированные) обусловливает также вид дальнейшего использования этих отходов. Несортированные отходы в основном попадают на захоронение, а сортированные или частично сортированные доставляют на предприятия по переработке или в центры обработки.

Исходя из анализа морфологического состава ТБО, выделение из общего потока отходов таких компонентов, как макулатура, стекло, полимеры и пищевые отходы, позволит снизить объем захоронения на 40 %, что соответственно повлечет снижение затрат на захоронение и при этом увеличит ресурсный потенциал за счет возврата вторичного сырья.

Существуют различные варианты схем раздельного сбора отходов от населения, которые можно разбить на две основные группы: одна группа решений подразумевает участие населения, другая — без его помощи. На рис. 1 представлены варианты схем раздельного сбора ТБО.

На основе анализа существующих схем организации сбора отходов в развитых странах определена наиболее предпочтительная система сбора отходов — раздельный сбор в три и более контейнера.

Преимущества данной системы:

  • высокое качество вторичного сырья;
  • использование органической составляющей ТБО;
  • снижение нагрузки на мусоросортировочный комплекс за счет уменьшения поступающих отходов на 36 %;
  • снижение количества отходов, поступающих на полигон, примерно на 70 %, как и при дуальной системе сбора (платежи за использование упаковки или лицензионные сборы за использование торговой марки «Зеленая точка», за счет ресурсов которых осуществляется организация сбора и переработки отходов упаковки).

Недостатки:

  • повышение транспортных расходов на вывоз отходов;
  • большее число накопительных емкостей в сравнении с дуальной системой сбора, которые к тому же имеют большую стоимость перед обычными емкостями.
Европейский опыт по организации сбора отходов от населения

В соответствии с общеевропейским законодательством сбором, транспортировкой и переработкой отходов имеют право заниматься государственные, муниципальные и частные организации, а также организации смешанной формы собственности, имеющие необходимые разрешения на осуществление деятельности по обращению с отходами. Независимо от формы собственности компании, осуществляющей сбор, транспортировку и переработку отходов, большинство схем обращения с отходами в странах ЕС предполагает первичную сортировку отходов непосредственно в местах их образования.

Наиболее часто встречающиеся варианты сортировки отходов — опасные и неопасные отходы.

Опасные отходы (батарейки, аккумуляторы, масла, ртутьсодержащие отходы и т.п.) должны собираться отдельно и доставляться на специальные пункты сбора, откуда их направляют на переработку в специализированные компании. Частные лица, как правило, осуществляют доставку опасных отходов на пункты сбора самостоятельно.

Для отдельных видов отходов (например, батарейки) перерабатывающие компании могут организовывать пункты сбора в общественных местах, например в супермаркетах (см. рис. 2). Для привлечения внимания населения емкости для сбора красочно оформляются, рядом с ними могут помещаться стенды с информацией об обращении с соответствующими видами отходов.

Из неопасных отходов выделяют крупногабаритные отходы:
  • бытовая и офисная техника;
  • строительный мусор;
  • мебель и т.д.

Эти отходы обычно вывозятся в специализированные пункты сбора, где из них удаляются опасные элементы (например, фреон из холодильников), а затем специализированные компании осуществляют их дальнейшую переработку и/или утилизацию. Еще одна схема сбора — вывоз таких отходов непосредственно от домашних хозяйств по определенным дням недели/месяца.    

Оставшиеся отходы сортируют на следующие основные составляющие:

  • бумага и/или картон;
  • стекло;
  • пластик;
  • одежда/обувь;
  • металл (упаковка, банки и пр.);
  • органические отходы (пищевые отходы, отходы с садовых участков, опилки и т.д.);
  • остаточный мусор (те виды, которые не могут быть отнесены к вышеперечисленным, либо смешанные отходы, которые уже невозможно разделить).

Вышеприведенная схема сортировки является обобщенной. В зависимости от требований к сортировке бытовых отходов в той или иной стране и даже в том или ином регионе страны тщательность сортировки отходов может меняться. Так, например, в западных областях Дании бумагу требуется сортировать на газетную и остальную; в Германии, Дании и Финляндии стекло делится по цвету; в некоторых городах Швеции сортировке подлежат даже пищевые отходы (например, бумажные фильтры для кофеварки и сам кофе должны выбрасываться отдельно). В то же время в Германии совместно собираются целлофан, целлюлоза, пластик, жестяные и алюминиевые банки из-под напитков и пластиковая упаковка из-под молочных продуктов. В одном из регионов Финляндии жители должны сортировать мелкие неопасные бытовые отходы на органическую и биоразлагаемую составляющие и на остальные виды отходов. Эти две фракции собираются в пластиковые мешки разного цвета, затем производится автоматическая сортировка этих мешков на полигонах с помощью системы фотоэлементов, и органическая составляющая идет на компостирование, а неорганическая — на захоронение.

Разные виды неопасных бытовых отходов собирают в специальные раздельные емкости — пластиковые мешки (разного цвета, в соответствии с видом отходов) либо в пластиковые контейнеры (разного цвета либо с соответствующими надписями). Контейнеры могут быть индивидуальными (для семей, живущих в отдельных домах) либо общими (для многоквартирных домов, учреждений, мест общественного пользования, промышленных предприятий и т.д.).

Основные способы сбора отходов

От того, каким образом происходит сбор ТБО, зависят способы утилизации отходов. Если отходы собираются смешанными, то наиболее приемлемыми способами с технической и экономической точки зрения будут являться их сжигание или захоронение. Однако сжигание смешанных отходов приводит к образованию высокотоксичных выбросов в атмосферный воздух и высокотоксичной золы, требующих соответственно дорогостоящей очистки и утилизации. Захоронение смешанных отходов приведет, с одной стороны, к образованию высокотоксичного фильтрата в результате разложения ТБО, а с другой — к безвозвратным потерям полезных ресурсов, находящихся в отходах, и выведению больших территорий земли из использования.

При организации сортировки отходов у источника образования на отдельные фракции либо сортировки смешанных отходов на сортировочных станциях извлеченные, пригодные для вторичного использования фракции ТБО могут быть направлены на переработку с получением полезной продукции или энергии.

В настоящее время существует множество способов сбора отходов, но наиболее распространенными являются:

  1. Система сбора отходов с применением несменяемых контейнеров и бесконтейнерный сбор (сбор запакованных отходов по графику в определенное время непосредственно от домов — источников образования отходов).
  2. Сбор отходов с применением больших сменяемых контейнеров.
  3. Сбор отходов на специализированных сортировочных площадках или в магазинах.
  4. Сбор отходов в заглубленные емкости.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (36), июнь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.