№ 7, июль 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Некоторые требования законодательства в области охраны окружающей среды к проектированию и строительству сельскохозяйственных предприятий на примере свиноводческих комплексов

Рубрика «Особое мнение»

В.Н. Ануфриев, доцент, заведующий кафедрой «Водоснабжение и водоотведение» БНТУ, канд. техн. наук

Животноводческие и птицеводческие предприятия в природоохранном законодательстве Республики Беларусь рассматриваются как объекты, несущие существенную антропогенную нагрузку на окружающую среду, в т.ч. и на водные объекты. Закон о государственной экологической экспертизе устанавливает, что объектами государственной экологической экспертизы являются обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты:

– для комплексов по выращиванию и откорму свиней производственной мощностью 900 мест для свиноматок и более и 3000 мест для откормочных свиней и более;

– комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота производственной мощностью 5000 голов в год и более;

– комплексов по выращиванию и откорму сельскохозяйственных птиц производственной мощностью 85 000 мест для бройлеров и более и 60 000 мест для кур-несушек и более.

Новая редакция Водного кодекса содержит запрет на возведение, реконструкцию, капитальный ремонт и эксплуатацию животноводческих ферм, комплексов, объектов, в т.ч. навозохранилищ и жижесборников, выпас сельскохозяйственных животных в прибрежных полосах поверхностных водных объектов. Прямых запретов на размещение животноводческих объектов в водоохранных зонах водных объектов указанный документ не содержит. Однако устанавливаются требования к обустройству и функционированию животноводческих ферм и комплексов, расположенных на территории водоохранных зон. Они должны быть оборудованы водонепроницаемыми навозохранилищами и жижесборниками, другими устройствами и сооружениями, обеспечивающими предотвращение загрязнения, засорения вод, с организованным подъездом к ним для вывоза содержимого. Следует отметить, что подобные требования должны распространяться на все виды животноводческих и птицеводческих предприятий, независимо от их размещения по отношению к водным объектам, поскольку размещение и хранение навоза вне оборудованных  сооружений приводит к загрязнению подземных вод вследствие просачивания значительного количества загрязняющих веществ во время дождей и таяния снега.

 

СПРАВОЧНО

Водоохранная зона — территория, прилегающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также для сохранения среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира.

Прибрежная полоса — часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водному объекту, на которой устанавливается более строгий режим хозяйственной и иной деятельности по отношению к режиму хозяйственной и иной деятельности, установленному на территории всей водоохранной зоны.

В качестве мероприятий по снижению воздействия на водные объекты рассматривается внедрение наилучших сельскохозяйственных практик при содержании животных и птицы, хранении и внесении в почву органических удобрений. Для решения указанной задачи необходимо провести анализ существующих нормативов, связанных с размещением, строительством и функционированием животноводческих и птицеводческих предприятий, и обращением с образующимися на них отходами, в т.ч. сточных вод.

 

Требования по размещению и строительству сельскохозяйственных предприятий

Требования по размещению сельскохозяйственных предприятий приведены в ТКП 45-3.01-164-2009, согласно которому их расположение должно предусматриваться на производственных территориях населенных пунктов, на землях, непригодных для сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.

Выбор места размещения и определение мощности животноводческих и птицеводческих предприятий должны устанавливаться исходя из наличия земель, для которых могут быть использованы органические удобрения, содержащиеся в отходах производства этих предприятий. Выполнение указанного требования может быть труднореализуемым при строительстве животноводческих и птицеводческих предприятий с большим поголовьем, которое обеспечивается привозными концентрированными кормами. Как следствие, эксплуатация таких объектов приводит к накоплению и долговременному хранению отходов, что оказывает значительное воздействие на окружающую среду.

ТКП 45-3.01-164-2009 указывает на необходимость соблюдения водного законодательства при размещении таких объектов на территории водоохранных зон водных объектов и запрещает размещение сельскохозяйственных предприятий в прибрежных полосах водных объектов, а также размещение свиноводческих предприятий и птицефабрик во втором и третьем поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов. Кроме того, не допускается размещение сельскохозяйственных предприятий (в т.ч. животноводческих объектов) в зонах возможного катастрофического затопления, разрушения плотин или дамб. Зона катастрофического затопления — территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования. Анализ соблюдения требований ТКП 45-3.01-164-2009 в этой части является актуальным в свете реализации программы развития энергетики и строительства ГЭС и водохранилищ.

Требования к животноводческим, птицеводческим и звероводческим зданиям приводятся в ТКП 45-3.02-141-2009, в котором установлены нормативы по объемно-планировочным и конструктивным решениям, оснащению инженерными сетями, в т.ч. канализацией. Указанным ТКП устанавливается необходимость проектирования канализации зданий свиноводческих комплексов по раздельной схеме: производственно-бытовой, производственной (навозной) и дождевой; устройства на магистральных выпусках сточных вод от проточных поилок, устанавливаемых в птицеводческих зданиях, уловителей пуха и перьев, и т.д. По большей части детальные требования по проектированию систем водоотведения таких объектов не приводятся с отсылками на нормы проектирования канализации населенных пунктов и нормы технологического проектирования животноводческих, птицеводческих объектов.

Анализ норм технологического проектирования животноводческих, птицеводческих объектов показывает, что они частично пересматривались Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Ряд документов по настоящее время действует в редакциях, принятых в 80–90-ые гг. прошлого столетия и утвержденных Госагропромом СССР

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (37), июль 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.