№ 9, сентябрь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Нас ожидают перемены: изменения и дополнения в Указ № 313

Рубрика «Обращение с отходами»

С.И. Юрча, главный специалист ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»

При разработке рассматриваемых изменений и дополнений ставились такие основные цели и задачи, как исключение товаров и упаковки, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы производства, упрощение порядка исчисления суммы платы и предоставления отчетной информации, уточнение порядка применения некоторых норм и требований, в частности терминов и определений, применяемых в Указе № 313, расширение перечня направлений расходования средств ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) и т.д.

В данном материале рассмотрены основные изменения и дополнения, условно разделенные, исходя из целей, которые преследовались при их подготовке.

 

Изменения и дополнения, направленные на исключение из сферы действия Указа № 313 товаров и упаковки, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы производства, а также на устранение необходимости двойного выполнения обязанности, предусмотренной Указом № 313:

1. Расширение перечня исключений в части возникновения обязанности, предусмотренной Указом № 313.

Требование по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, установленное подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, а также требование о регистрации в реестре и предоставлении соответствующей информации оператору, не распространяется в т.ч.:

  • на консульские учреждения и дипломатические представительства, представительства межгосударственных и межправительственных организаций, представительства иностранных государств при них, аккредитованные в Республике Беларусь;
  • производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы социально значимые товары, цены на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая товары, используемые в ветеринарии, денежные знаки;
  • производителей товаров, названных в приложении к Указу № 313, принявших на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, обязательство обеспечивать последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойств.

Здесь следует провести аналогию с Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств», согласно подп. 1.6 п. 1 которого предусмотрено схожее исключение для отечественных производителей транспортных средств. Порядок реализации данного исключения требует утверждения постановлением Совета Министров;

  • производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, предназначенных для использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, названных в приложении к Указу № 313;

ЭТО ВАЖНО

При применении данного исключения важным является то, что субъект хозяйствования, к которому оно применимо, является одновременно и производителем, и поставщиком товаров, названных в приложении к Указу № 313. В части ввоза у данного субъекта хозяйствования как поставщика товаров обязанность не возникает, при этом в части производства возникает необходимость выполнения рассматриваемой обязанности.

  • производителей в части произведенной из преформ полимерной упаковки.

Преформы, так же как и производимая из них полимерная упаковка, относятся к группе кодов ТНВЭД ТС 3923, соответственно, с целью исключения необходимости двойного выполнения обязанности, предусмотренной Указом № 313, как при производстве (либо ввозе) преформ, так и при последующем производстве из них полимерной упаковки, было установлено рассматриваемое исключение. При этом более рациональным полагается внесение платы именно производителями и поставщиками преформ, т.к. в данном случае упрощаются механизмы контроля и т.д. Более того, учитывалась позиция, согласно которой произведенная из преформы полимерная упаковка не относится к категории продукции собственного производства, исходя из критериев отнесения продукции к данной категории в соответствии с Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства;

  • производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных масел, предназначенных для использования в качестве сырья или материалов для производства продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средств, машин и оборудования, или для оказания услуг в организациях, основным видом деятельности которых является предоставление услуг пассажирским или грузовым транспортом;
  • производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации (в том числе в составе продукции или в качестве расходных материалов);
  • производителей и поставщиков в части полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд;
  • поставщиков в части товаров, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством порядке.

Несмотря на то, что ряд товаров, ввозимых в качестве иностранной безвозмездной помощи, а также упаковка, в которую они упакованы, после утраты потребительских свойств могут образовывать отходы потребления, данное исключение было установлено, т.к. для значительной части организаций, осуществляющих ввоз рассматриваемых товаров, в связи с характером осуществляемой ими деятельности не представляется возможным выполнить предусмотренные Указом № 313 требования.

2. Исключение ряда товаров из Перечня товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров. 

Из Перечня исключены товары (прочие масла, части установок кондиционирования воздуха, тепловые насосы, натриевые и металлогалогенные лампы и некоторые другие), которые практически не применяются населением и в результате утраты которыми потребительских свойств отходы потребления практически не образуются.

Также предусмотрено, что при определении необходимости выполнения обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, для ряда ввозимых либо производимых субъектом хозяйствования товаров, помимо кода ТНВЭД ТС, следует в полной мере руководствоваться и его наименованием (напомним, что ранее, согласно разъяснениям Совета Министров Республики Беларусь по порядку применения норм Указа № 313, следовало руководствоваться лишь кодами ТНВЭД ТС).


 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (39), сентябрь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.