№ 9, сентябрь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Переработка аккумуляторных батарей: опыт Беларуси

Рубрика «Современные технологии»

А.И. Волкович, эколог И.В. Моргунова, эколог

Отработанные АКБ: в чем опасность для окружающей среды

Отработанные свинцовые АКБ (а срок эксплуатации основных типов АКБ — до 3-х лет) экологически опасны. Причина этого заключается в токсичности содержащегося в АКБ свинца (до 60 % от массы АКБ) и химической агрессивности кислотного электролита — раствора серной кислоты. Также присутствуют сурьма (около 2 %), различные пластмассы в количестве 12–18 % и раствор серной кислоты, составляющий от общего веса автомобильного аккумулятора приблизительно 10–15 %.

Существенную экологическую проблему представляют вопросы утилизации отработанных АКБ. В этом отношении сложности начинаются со сбора таких АКБ, особенно малогабаритных, которые обычно выбрасываются с бытовым мусором и представляют собой источник экологической опасности. Именно поэтому большим достижением считается замена ртути как ингибитора коррозии цинкового анода в марганцево-цинковых элементах на другие вещества, в т.ч. органические. При утилизации свинцовых и серебряно-цинковых аккумуляторов извлекается практически весь свинец и все серебро. Хуже отработана технология переработки щелочных аккумуляторов, но и в этом случае удается избежать попадания кадмия в окружающую среду.

Содержание свинца в земной коре (кларк) — 0,0016 % по массе. В биосфере свинец рассеивается, его мало в живом веществе — 0,00005 %, в морской воде — 0,000000003 %. Значительное повышение содержания свинца в окружающей среде (в т.ч. и в поверхностных водах) связано с промышленным применением свинца (в аккумуляторах), а также с применением тетраэтилсвинца в качестве антидетонатора в моторном топливе.

Свинец образуется при сгорании этилированного бензина и легко проникает в почву. В сухую погоду происходит накопление свинца на поверхности растений, но после обильных дождей значительная его часть смывается на почву. Из загрязненной почвы свинец поступает в растения и сельскохозяйственные культуры, а затем вместе с пищей непосредственно в организм человека.

Некоторые виды почв прочно связывают свинец, что предохраняет от загрязнения грунтовые и питьевые воды, растительную продукцию. Но тогда сама почва постепенно становится все более зараженной и в какой-то момент происходит разрушение органического вещества почвы с выбросом свинца в почвенный раствор. В итоге почва оказывается непригодной для сельскохозяйственного использования, одновременно происходит загрязнение свинцом поверхностных и подземных водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, а также атмосферного воздуха (с пылью).

В качестве вещества, загрязняющего атмосферный воздух, свинец относится к 1-му классу опасности, и его предельно допустимая концентрация (далее — ПДК) в воздухе жилых районов составляет 0,0003 мг/м3, в рабочей зоне — 0,05 мг/м3 (среднесменная ПДК). Для предприятий, перерабатывающих и производящих свинец, обязательны профилактические меры по защите рабочего персонала, а также контроль содержания свинца на границе санитарно-защитной зоны.

Свинец является одним из наиболее токсичных металлов и включен в списки приоритетных загрязнителей рядом международных организаций.

Свинец попадает в организм при вдыхании. Оседая в легких, свинец вызывает гибель клеток крови, что приводит к тяжелым анемиям, вмешивается в физико-химические механизмы работы сердца, поражает почки и печень, но наиболее характерные изменения наблюдаются со стороны нервной системы. Свинец влияет на синтез белка, препятствует окислению жирных кислот, нарушает белковый, углеводный и липидный обмены.

Обращение с отработанными АКБ в Республике Беларусь

Обращение с АКБ регулируется Указом Президента Республики Беларусь № 179 от 5 мая 1995 г. «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. № 1331 «О закупке лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан)», в соответствии с которыми лом и отходы черных и цветных металлов, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям или отгрузке по их нарядам.

Закупка отработанных свинцовых АКБ с электролитом при наличии специального разрешения (лицензии) на деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов может производиться также у физических лиц организациями, осуществляющими:

  • розничную торговлю новыми свинцовыми АКБ с электролитом;
  • ремонт или обслуживание автомобильных транспортных средств.

В соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, отработанные АКБ относятся к группе II «Отходы металлов и их сплавов» подгруппы Б «Лом и отходы цветных металлов»:

  • свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (код 3532201);
  • аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные со слитым электролитом (код 3532202);
  • никель-кадмиевые аккумуляторы (код 3532300).

В соответствии с ГОСТ 1639-78 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия» выделен класс АЛ «Лом и отходы свинцовых аккумуляторных батарей» и класс К «Аккумуляторы щелочные (кадмий-никелевые аккумуляторы, железо-никелевые аккумуляторы)». В основном в переработку принимаются АКБ класс АЛ группа II «Лом неразделанных свинцовых аккумуляторов батарей». Это обусловлено простотой переработки таких АКБ и стратегической значимостью содержащегося в них свинца.

Согласно Положению о порядке сбора, хранения и сдачи отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отработанные батареи, обеспечивают их сбор при соблюдении следующих требований:

  • назначение лиц, ответственных за сбор, хранение и учет отработанных батарей;
  • учет отработанных батарей;
  • оборудование мест хранения отработанных батарей.

Хранение отработанных батарей осуществляется с соблюдением следующих требований:

  • размещение батарей в помещениях или на площадках с твердым (бетонным) покрытием, оборудованных навесом для предотвращения попадания атмосферных осадков;
  • складирование батарей в пластмассовую или иную герметичную тару, инертную по отношению к электролиту, или штабелями на поддонах с обвязкой полиэтиленовой пленкой, не допускающей опрокидывания штабелей, сползания или падения отработанных батарей.

Не допускается попадание отработанных батарей в места для сбора и хранения коммунальных отходов.

Сдача (сбор) отработанных батарей юридическими и физическими лицами осуществляется с соблюдением следующих требований:

  • отработанные батареи сдаются (принимаются) с герметично завернутыми пробками;
  • корпуса отработанных батарей сдаются (принимаются) без механических повреждений во избежание протекания электролита.

Согласно Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать трех месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом).

Переработка АКБ в Республике Беларусь и в мире

Переработка лома цветных металлов — процесс более сложный, технологически насыщенный, нежели работа с ломом черных металлов. Объясняется это тем, что изделия, подлежащие утилизации по категориям цветного металлолома, имеют в своем составе как цветной, так и черный металл, а также различные органические материалы (пластики, каучук, масла и т.п.). Для разделения лома цветных металлов, выделения требуемой составляющей, минимизации потерь и соответственно повышения выхода годного материала необходимы специализированное оборудование и отработанная технология переработки.  Переработка аккумуляторов включает в себя следующие элементы:

  • разделение на составляющие (пластик, свинец, электролит);
  • переработка свинца;
  • переработка пластика;
  • переработка электролита.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (39), сентябрь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.