№ 9, сентябрь 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Оценка энергоэффективности зданий

Рубрика «Современные технологии»

В.Н. Ануфриев, доцент, заведующий кафедрой «Водоснабжение и водоотведение» БНТУ, канд. техн. наук

Эффективное использование материальных ресурсов и энергосбережение стали объективно обусловленной мировой тенденцией как в практике хозяйственной деятельности предприятий, так и в стратегии развития государств, которая  характерна и для Республики Беларусь. В настоящее время Беларусь лишь на 16–17 % обеспечена собственными топливно-энергетическими ресурсами. Недостающая их часть приобретается за пределами страны, поэтому задача рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов для нашей страны весьма актуальна. Также важным аспектом является экологическая значимость внедрения мероприятий по повышению энергоэффективности и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, позволяющих сократить объемы выбросов парниковых газов в атмосферный воздух.

    В последние годы такой показатель, как энергоемкость ВВП в Беларуси, имеет устойчивую тенденцию к снижению. Однако, несмотря на то что энергоемкость валового внутреннего продукта в нашей стране ниже, чем в государствах СНГ, ее значение в 1,5–2,2 раза выше в сравнении с аналогичными показателями промышленно развитых стран Европы и Америки. Высокой остается и материалоемкость отечественной продукции. Сегодня в Беларуси на каждого жителя потребляется вдвое больше природного газа и в полтора раза больше электроэнергии по сравнению со странами Западной Европы. Это свидетельствует о том, что потенциал для снижения энергопотребления за счет внедрения ресурсосберегающих технологических процессов очень высок.

    Актуальность энергосбережения как направления реализации государственной политики отражена в ряде законодательных, нормативных правовых и технических нормативных правовых актов.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Основные направления и меры по повышению эффективности использования топливно-энергетических, материальных и иных ресурсов отражены в следующих законодательных актах:

Директиве № 3 Президента Республики Беларусь от 14 июля 2007 г. «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства»

Указе Президента Республики Беларусь № 433 от 17 сентября 2007 г. «Об утверждении концепции энергетической безопасности»

Законе Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 8 января 2015 г. № 239-З (далее — Закон об энергосбережении)

Законе Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 27 декабря 2010 г. № 204-З   

       Одним из перспективных направлений ресурсосбережения является снижение затрат энергии и других ресурсов при эксплуатации зданий. Известно, что длительное время градостроительная политика имела экстенсивный характер. При строительстве зданий определяющим было внедрение технических решений, снижающих стоимость строительства. Такой подход приводил в большинстве случаев к росту удельных затрат тепловой и электрической энергии при последующей эксплуатации построенных зданий. Значительный рост стоимости энергоресурсов привел к необходимости переосмысления прежних принципов проектирования и строительства зданий в направлении более рационального использования энергии, широкого применения энергоэффективных конструктивных элементов, материалов и инженерных систем.

      Доля энергопотребления зданий в общем энергетическом балансе страны составляет 40 %, в связи с чем повышение эффективности использования энергии в данном секторе наряду со снижением затрат на эксплуатацию будет способствовать снижению выбросов диоксида углерода, что отвечает положениям и требованиям ряда важнейших международных соглашений в области климатических изменений, в которых участвует Республика Беларусь.

      Одним из направлений решения таких задач может быть совершенствование ТНПА, регламентирующих требования к конструкциям зданий и их инженерным системам при их проектировании с ужесточением нормативов по допускаемым уровням сопротивления теплопередаче, теплоизоляции конструкций и коммуникаций, позволяющее   возводить здания с меньшим уровнем энергопотребления.     

      Как второе взаимосвязанное направление можно рассматривать разработку системы нормативов, регламентирующих определение энергетических характеристик для оценки энергоэффективности возводимых зданий и стимулирования энергосбережения. Одной из форм этой системы является энергосертификация зданий. Это процедура, при которой проводится определение энергетических характеристик зданий, их сопоставление со шкалой нормативно-установленных уровней энергопотребления и выдачей энергетического сертификата здания.

      В странах ЕС базисным документом в этой области является Директива 2010/31/ЕС «Энергетические характеристики зданий»[1], которая определяет основные положения по энергетической сертификации зданий. Для реализации Директивы разработан ряд стандартов, регламентирующих порядок определения комплексных показателей энергоэффективности, и характеристик  и параметров для оценки отдельных инженерных систем зданий.  

       Возможность введения системы энергетической сертификации зданий базируется на положениях ряда существующих законодательных и нормативных актов, в т.ч. Закона об энергосбережении. Так статьей 21 устанавливаются принципы технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия в сфере энергосбережения. Как известно, в Республике Беларусь действует система сертификации, правовые основы которой установлены Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»[2], [3].

СПРАВКА

Сертификация — это деятельность специально уполномоченных государственных органов и заинтересованных субъектов хозяйствования, направленная на подтверждение соответствия продукции, работ, услуг требованиям, установленным законодательными актами и стандартами в отношении данной продукции, работ, услуг.

       Оценке соответствия согласно законодательству подлежат:

  • продукция;
  • процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
  • оказание услуг;
  • система управления качеством;
  • система управления окружающей средой;
  • компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведению испытаний продукции;
  • профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;
  • иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия.

    В этом отношении введение энергетической сертификации зданий может рассматриваться в качестве установления системы оценки зданий как вида строительной продукции на соответствие требованиям, установленным законодательными актами и стандартами к данной продукции в области энергоэффективности. Результатом такой оценки является документальное удостоверение подтверждения соответствия объекта оценки требованиям технических нормативных правовых актов ( далее — ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации.

       Законодательством установлено, что подтверждение соответствия в Республике Беларусь может носить обязательный или добровольный характер. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации (декларированию соответствия), а также порядок ее проведения приведен в постановлении          Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь[4], а также в соответствующих ТНПА. Согласно указанному постановлению без сертификата соответствия или декларации соответствия на территории Республики Беларусь запрещается реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

       Исходя из вышесказанного, возможны два подхода при внедрении системы энергетической сертификации зданий: внесение данной процедуры в перечень видов продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, или же введение добровольного подтверждения соответствия. Определенность в данную ситуацию должен внести разрабатываемый проект технического регламента ТР BY «Энергоэффективность зданий», который содержит обязательные технические требования, связанные с энергоэффективностью зданий при проектировании, строительстве и эксплуатации, а также систематизацию принципов и подходов в части оценки энергоэффективности зданий. Таким образом, задачами разработки проекта ТР BY «Энергоэффективность зданий» являются в т.ч.  определение порядка проведения сертификации энергетической эффективности зданий и ее определение с применением методик, базирующихся на европейских стандартах. 

    Работы по введению серии европейских стандартов, предназначенных для определения энергетических характеристик зданий и показателей их энергоэффективности, в качестве национальных с идентичной степенью соответствия, а также разработка национальных приложений к ним ведутся в течение нескольких лет и еще не завершены, поскольку данная система стандартов является довольно объемной и разветвленной. Кроме того, введение стандартов по определению энергетических характеристик во многих случаях влечет необходимость адаптации норм по обследованию и испытаниям инженерных систем и их отдельных элементов.



[1]  Directive 2010/31/EU of the European parliament and of the council of 19 May 2010 on the energy performance of buildings. 

[2] Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

[3]  Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 228-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

[4] Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия в Республике Беларусь».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (51), сентябрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.