На предприятиях, где разрабатывается и внедряется система управления окружающей средой (далее — СУОС), необходимо определить и установить процедуру идентификации возможных аварийных ситуаций и инцидентов (далее — АС), которые могут оказать воздействие на окружающую среду, для предупреждения их появления, обеспечения готовности оперативного реагирования при возникновении таких ситуаций, локализации и ликвидации их последствий.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
– Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон № 363-З)
– Закон Республики Беларусь от 6 июня 2001 г. № 32-З «О перевозке опасных грузов»
– Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
– Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
– Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11 апреля 2003 г. № 22 «Об утверждении Инструкции о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов»
– Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19 февраля 2003 г. № 17 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
– Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 марта 2015 г. № 15 «Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений и устройств на опасных производственных объектах»
– Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 декабря 2010г. № 61 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь»
– Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 73 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь»
– ГОСТ 12.0.002-2003 «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения»
– ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»
– ГОСТ 22.0.05-97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (далее — ГОСТ 22.0.05-97)
– СТБ ИСО 14001-2005 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» (далее — СТБ ИСО 14001-2005)
– СТБ ISO 14050-2010 «Управление окружающей средой. Термины и определения» (далее — СТБ ISO 14050-2010)
– СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее — СТБ 18001-2009)[1]
АС. Введение
Для определения порядка управления на предприятии элементом СУОС 4.4.7 «Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них» необходимо учитывать, что на предприятии могут произойти инциденты, аварии, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Под инцидентом следует понимать отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Закона № 363-З и иных актов законодательства Республики Беларусь, в т.ч. технических нормативных правовых актов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте[2].
Под аварией понимают опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей[3] и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде[4], а на опасных производственных объектах под аварией понимают разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ[5].
Под чрезвычайной ситуацией (далее — ЧС) понимают обстановку, сложившуюся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей[6].
Напомним, что согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации, в зависимости от территориального распространения, объемов материального ущерба, количества пострадавших людей, подразделяются:
- на локальные;
- местные;
- региональные;
- республиканские (государственные);
- трансграничные.
Также согласно Инструкции о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19 февраля 2003 г. № 17, по характеру возникновения ЧС подразделяются:
- на ЧС техногенного характера — транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и других инженерных сооружениях;
- ЧС природного характера — опасные геологические, метеорологические, гидрологические явления, деградация грунтов или недр, природные пожары, изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений и лесных массивов болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы.
ЧС техногенного характера в результате произошедших аварий являются следствием деятельности персонала предприятия, его халатности в отношении выполняемых обязанностей, низкой профессиональной подготовленности, несвоевременности или недобросовестного проведения обслуживания и ремонтов производственного оборудования и трубопроводов, несовершенства конструкций машин и механизмов, недостаточности финансирования профилактических мероприятий и ремонтных работ, несоблюдения технологических режимов и правил эксплуатации оборудования, морального износа оборудования, ошибок, допущенных при проектировании, строительстве, наладке оборудования, и т.п.
Возникновение ЧС природного характера не зависит от деятельности персонала предприятия, и в случае их возникновения персоналом предприятия принимаются необходимые меры для предотвращения усугубления сложившейся обстановки. Например, при изменении воздушного бассейна, опасных метеорологических явлениях предприятиями, включенными в перечень природопользователей, осуществляющих регулирование выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий, выполняются соответствующие мероприятия согласно требованиям Инструкции о порядке регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий[7].
Идентификация возможных АС на предприятии, предотвращение их возникновения, локализация и ликвидация последствий,— важный и неотъемлемый процесс СУОС, обеспечивающий эффективное функционирование СУОС, соответствие законодательным и другим требованиям, и предотвращение загрязнения окружающей среды.
Выделяют следующие виды аварий[8]:
- промышленная авария — авария на промышленном объекте, в технической системе или на промышленной установке;
- радиационная авария — авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации;
- химическая авария — авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или к химическому заражению окружающей природной среды;
- биологическая авария — авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей природной среды;
- гидродинамическая авария — авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации;
- транспортная авария — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде[9];
- железнодорожная авария — авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной степени тяжести, либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время;
- авария на подземном сооружении — опасное происшествие на подземной шахте, горной выработке, подземном складе или хранилище, в транспортном тоннеле или рекреационной пещере, связанное с внезапным полным или частичным разрушением сооружений, создающее угрозу жизни и здоровью находящихся в них людей и (или) приводящее к материальному ущербу;
- авария на магистральном трубопроводе — авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС.
СПРАВОЧНО
СУОС — часть системы административного управления организации, используемая для разработки и осуществления ее экологической политики и управления ее экологическими аспектами[10].
Для эффективного функционирования элемента 4.4.7 СУОС на предприятии, в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001-2005, следует документально оформить процедуру, определив основные цели и задачи. Разработка и оформление процедуры аналогичны остальным процедурам управления элементами СУОС, как правило, в виде стандартов, инструкций, положений.
Основными целями и задачами идентификации возможных АС на предприятии, обеспечения предотвращения их возникновения и готовности к оперативному реагированию являются:
- обеспечение соблюдения законодательных и других требований в области ООС и промышленной безопасности на предприятии;
- предотвращение загрязнения окружающей среды, минимизация последствий для окружающей среды в случае возникновения АС;
- обеспечение производственной и экологической безопасности на предприятии;
- обеспечение готовности, а также обеспечение необходимыми ресурсами (материальными, техническими, людскими) для оперативного реагирования в случае возникновения АС;
- выявление потенциальных АС, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, и своевременное предупреждение их возникновения;
- доведение до сведения персонала предприятия информации о возможных АС и обеспечение их подготовленности для предотвращения и оперативного реагирования в случае возникновения таких ситуаций;
- определение степени, оценка осведомленности и подготовленности персонала тех производственных объектов, где могут произойти АС, по вопросам предотвращения, их устранения и локализации, а также ликвидации последствий;
- оперативное оповещение персонала структурных подразделений (цехов, участков, объектов) и/или предприятия в целом о возникновении АС;
- расследование причин возникновения аварийных ситуаций и принятие мер по предотвращению их повторного появления;
- оценка соответствия деятельности подразделений установленным требованиям для предотвращения возникновения АС и своевременного реагирования на них;
- своевременное доведение до сведения руководства предприятия информации о возможных АС, необходимых мероприятиях для их предотвращения, локализации и ликвидации, а также о произошедших АС, случаях их возникновения, и принятых мероприятиях;
- определение необходимости внесения изменений и дополнений в действующие процедуры по предотвращению и реагированию на АС с целью их оптимизации и совершенствования;
- отражение в ежегодном отчете по анализу функционирования СУОС со стороны руководства о произошедших АС, анализе причин их возникновения, принятых мероприятиях по их устранению, локализации и ликвидации последствий, а также о мероприятиях по предотвращению возникновения аналогичных ситуаций в будущем;
- другие определенные предприятием цели и задачи.
Идентификация АС
Для предотвращения возникновения АС в подразделениях и оперативного реагирования в случае их возникновения необходимо идентифицировать все возможные АС, которые могут оказать воздействие на окружающую среду. Идентификация таких ситуаций проводится ответственными за СУОС в подразделении с привлечением, при необходимости, руководителя подразделения, эколога предприятия, специалиста, ответственного за охрану труда, пожарную безопасность, других специалистов (механика, энергетика, электрика и т.д.). Выявление возможных АС осуществляется, например:
- при идентификации экологических аспектов структурного подразделения, их актуализации;
- по результатам анализа ранее произошедших АС;
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования;
- при использовании новых веществ и материалов.
Следует обратить внимание, что должны учитываться все возможные АС, независимо от их масштаба. Распространенной ошибкой при этом является выявление АС только на опасном производственном объекте, без учета объектов и работ, не являющихся опасными. Например, риск утечки аммиака из аммиачной компрессорной будет идентифицирован как возможная АС (т.к. этот объект является опасным производственным объектом), а риск боя отработанных ртутьсодержащих ламп в месте их хранения — нет, т.к. место хранения таких отходов не является опасным производственным объектом. Объекты, относящиеся к опасным, приведены в приложении.[l1]
Причиной выявления АС только для опасных производственных объектов является то, что за ними осуществляется постоянный надзор со стороны не только предприятия, но и соответствующих надзорных органов, а в случае возникновения ЧС последствия масштабны и значительны (ущерб окружающей среде, жизни и здоровью людей, разрушение зданий и сооружений и т.д.). Также на опасных производственных объектах могут быть выявлены не все АС, которые могут оказать воздействие на окружающую среду. Например, на аммиачной компрессорной выявляется такая АС, как утечка аммиака, а пролив смазочно-охлаждающих жидкостей из оборудования компрессорной не учитывается, хотя такая АС может возникнуть, если не будут предприняты соответствующие меры.
Поэтому следует отметить, что одной из целей СУОС является предотвращение загрязнения окружающей среды, при этом масштаб этого загрязнения не указывается. Таким образом, при выявлении возможных АС необходимо учитывать все АС, независимо от их масштаба и значимости, которые могут произойти как на опасных производственных объектах, так и на объектах и при выполнении работ, не являющихся опасными.
[1] Следует обратить внимание, что с 1 марта 2016 г. вводится в действие ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
[3] Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами, является катастрофой.
[6] Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
[7] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2009 г. № 39.
[9] Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли и (или) по поражающим факторам опасных грузов.
[11] Охрана окружающей среды.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (51), сентябрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.