Контроль системы водоснабжения: правовое регулирование
Требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплена обязанность по организации и осуществлению производственного контроля для всех субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей вне зависимости от осуществляемой деятельности.
Производственный контроль — контроль соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленный на сохранение жизни и здоровья населения, среды обитания человека при обращении продукции, выполнении работ и оказании услуг, обеспечиваемый организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями
[1].
Кроме того, согласно Закону Республики Беларусь от 24.06.1999 № 271-З «О питьевом водоснабжении» (далее — Закон о питьевом водоснабжении) под централизованной системой питьевого водоснабжения понимают комплекс устройств и сооружений для обеспечения питьевой водой всех ее потребителей.
Статьей 18 Закона о питьевом водоснабжении предусмотрено осуществление контроля качества питьевой воды, который должны организовать собственники систем питьевого водоснабжения, самостоятельно осуществляющие их эксплуатацию, и предприятия питьевого водоснабжения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 20.05.2015 № 26 утвержден перечень требований контрольного списка вопросов за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (далее — чек-лист). Сфера контроля (надзора) в данном перечне обозначена следующим образом: осуществление государственного санитарного надзора за системами централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. В чек-листе первым пунктом указано «Качество воды и осуществление производственного контроля соответствует техническим нормативным правовым актам».
Форму чек-листа в свободном доступе можно получить на сайте ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» http://gigiena. minsk-region.by в разделе «Документы» — «Нормативные правовые акты».
Порядок проведения производственного контроля в ходе эксплуатации систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регламентируют технические нормативные правовые акты (далее — ТНПА):
- Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий»[2] (далее — СанПиН 1.1.8-24-2003);
- Санитарные правила и нормы 2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы СанПиН 10-124 РБ 99»[3] (далее — СанПиН 10-124 РБ 99);
- Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к системам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения»[4].
С текстом санитарных норм и правил, регламентирующих требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, можно ознакомиться в свободном доступе на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь http://minzdrav.gov.by в разделе «База правовых актов» — «Технические нормативные правовые акты».
Производственный контроль качества питьевой воды: программа и показатели контроля
На каждом предприятии, имеющем на своем балансе сети централизованного водоснабжения, не говоря уже о предприятиях питьевого водоснабжения, в обязательном порядке разрабатывается и утверждается руководством программа производственного контроля, которая в общем виде включает ряд процессов и действий, которые должны выполняться ответственными работниками в целях соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Программа производственного контроля (далее — ППК) — это документ, содержащий перечень гигиенически значимых факторов и показателей, приоритетных для данного субъекта хозяйствования, и определяющий конкретные меры по осуществлению производственного контроля в каждой конкретной контрольной критической точке, а также перечень мероприятий, обеспечивающих контроль за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в процессе реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также сроки выполнения и (или) периодичность проведения этих мероприятий
[5] .
Согласно подп. 3.4, 5.2 СанПиН 10-124 РБ 99 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе, согласованной с территориальными органами государственного санитарного надзора, сроки ее внедрения и действия также согласовываются с главным государственным санитарным врачом города или района.
Требования СанПиН 10-124 РБ 99 применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для:
• потребления населением в питьевых и бытовых целях;
• использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли;
• производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Значительную часть в производственном контроле качества питьевой воды занимает лабораторный контроль санитарно-химических и микробиологических показателей питьевой воды, который может осуществляться лабораториями как организаций, эксплуатирующих системы водоснабжения, так и других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) питьевой воды, с которыми заключен договор.
Перечень санитарно-химических и микробиологических показателей и периодичность лабораторного контроля определяются в соответствии с требованиями СанПиН 10-124 РБ 99, которые содержат исчерпывающий список показателей, подлежащих оценке.
Список и периодичность контроля санитарно-химических и микробиологических показателей, содержащиеся в ППК, могут быть изменены на основании результатов лабораторных испытаний как в сторону сокращения, так и в сторону их расширения — определяющим критерием в данном случае является отсутствие (или наличие) нестандартных проб воды.
Здесь необходимо понимать, что население использует воду, подаваемую централизованными системами водоснабжения, в питьевых (непосредственно или при приготовлении пищи, напитков) и бытовых (санитарно-гигиенические мероприятия) целях не только дома, но и находясь на рабочем месте.
Содержание ППК и объем технических, технологических, контрольных и иных мероприятий, предусмотренных в ней, отличается в зависимости от профиля предприятия, количества работников, потребляющих воду из централизованной системы водоснабжения, необходимости проведения мероприятий по улучшению свойств воды (обезжелезивание, умягчение и др.) и ряда других факторов.
С целью определения объема мероприятий производственного контроля, перечня контролируемых показателей в воде, подаваемой населению предприятиями питьевого водоснабжения или используемой на предприятии, и периодичности их лабораторного контроля необходимо обратиться в территориальный центр гигиены и эпидемиологии по месту нахождения объекта.
Ответственность за качество питьевой воды
Производственный контроль показателей качества и безопасности воды, а также реализация мероприятий, направленных на поддержание водопроводной сети в исправном состоянии, должны быть организованы на каждом предприятии. За состояние внутренних сетей водоснабжения, своевременность их промывки и проведение иных мер в процессе эксплуатации ответственность несет их собственник.
Непосредственную ответственность за организацию проведения производственного контроля несет руководитель предприятия вне зависимости от формы собственности, который обязан не только выполнять требования законодательства, но и обеспечивать безопасность для здоровья человека воды, используемой в питьевых, бытовых и производственных целях (в первую очередь при производстве продуктов питания).
Требованиями ТНПА определено, что ППК соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в т.ч. и в части требований, предъявляемых к системам централизованного водоснабжения, составляется до начала деятельности субъекта хозяйствования.
Отсутствие в организации ППК, а также несвоевременное и неполное выполнение плана лабораторно-инструментальных исследований, являющегося обязательным приложением к программе, установленное специалистами учреждения госсаннадзора в ходе проверки, является нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и служит поводом для начала административного процесса в отношении ответственного должностного лица и юридического лица.
Вывод
Правильно организованный производственный контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере водоснабжения позволяет специалистам в соответствии с их должностными обязанностями систематизировать знания в этой области, обеспечить безопасность используемой воды и исключить случаи привлечения к административной ответственности по фактам невыполнения законодательно предусмотренных норм.
[1] В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
[2] Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.12.2003 № 183.
[3] Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 19.10.1999 № 46.
[4] Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.09.2014 № 69.
[5] В соответствии с п. 5 СанПиН 1.1.8-24-2003.