№ 5, май 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Субъекты малого предпринимательства и охрана окружающей среды

Рубрика «Разбираем ситуацию»

А.В. Ильчишина, юрист в области экологического права ООО «Центр экономических проектов»

Если организация маленькая и оказывает незначительное воздействие на окружающую среду, то, может, и не все обязанности в области охраны окружающей среды она будет выполнять? Мы расскажем, существуют ли исключения из правил для субъектов малого предпринимательства при выполнении обязанностей по охране окружающей среды.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Как правило, субъекты малого предпринимательства применяют упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), характеризующуюся наличием некоторых особенностей в вопросе выполнения обязанностей по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 286 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс) применять УСН вправе организации и индивидуальные предприниматели при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки нарастающим итогом за девять месяцев составляет соответственно не более 1 159 800 и 126 700 белорусских рублей. Не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в п. 5 ст. 286 Налогового кодекса.

Особенности соблюдения требований законодательства, касающихся вопросов охраны окружающей среды

В природоохранном законодательстве не предусмотрены исключения в выполнении обязанностей в области охраны окружающей среды для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду[1].

Об обязанностях в области охраны окружающей среды и их распределении можно прочитать в тематическом выпуске «Обязанности в области охраны окружающей среды: распределяем грамотно» (Экология на предприятии. 2016. № 11. С. 97–148). Приобрести тематический выпуск можно позвонив в сектор продаж периодических изданий по телефону (017) 388-35-85.

Однако есть некоторые особенности уплаты налогов и сборов, а также представления отчетности.

Уплата налогов, сборов, пошлин

Согласно п. 3 ст. 286 Налогового кодекса для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты некоторых платежей, в т.ч. экологических:

  • государственная пошлина (например, за выдачу разрешений на хранение и захоронение отходов, выбросы, специальное водопользование, комплексного природоохранного разрешения);
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами.

Также не предусмотрено исключений при оплате услуг по оказываемым административным процедурам в области охраны окружающей среды (например, выдача заключений РУП «Белгосгеоцентр»; проведение государственной экологической экспертизы ГУО «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь)/

С перечнем административных процедур можно ознакомиться в гл. 6 «Охрана окружающей среды и природопользование» единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[2].

Однако необходимо отметить, что субъектами малого предпринимательства не уплачивается:

  • налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • налог за сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Учет и отчетность

В соответствии с п. 2 ст. 291 Налогового кодекса ведение книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, не освобождает плательщиков налога при УСН от составления и хранения первичных учетных документов. В частности, хранению в установленном порядке подлежит природоохранная документация, учетная документация.

Согласно п. 3 ст. 291 Налогового кодекса организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, применяющие УСН, представляют упрощенную государственную статистическую отчетность по форме и в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

При этом субъекты малого предпринимательства освобождены от сдачи следующих отчетов:

  • о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (1-воздух)[3];
  • о текущих затратах на охрану окружающей среды (1-ос (затраты))[4].

Вывод

Субъекты малого предпринимательства, как и другие юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

[1] См. Указ Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности» (в ред. от 08.02.2016).

[2] Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (в ред. от 13.03.2017).

[3] См. постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.10.2015 № 146 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-воздух (Минприроды) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов» и указаний по ее заполнению» (в ред. от 13.10.2016).

[4] См. постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.04.2016 № 24 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-ос (затраты) «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды» и указаний по ее заполнению».

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 5 (71), май 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.