При использовании программы «Котельные – Беларусь» существует неудобство, связанное с тем, что в Изменении № 1 ТКП 17.08-01-2006 (02120)[1] указано, что при расчете выбросов азота оксидов значение максимального выброса азота оксидов относится к загрязняющему веществу азот (IV) оксид (азота диоксид, код 0301), то есть не требуется разбивка на азота оксид и азота диоксид. Нормирование осуществляется только по азота диоксиду.
Поскольку такие изменения не учтены в программе, возникает необходимость дополнительной обработки данных отчета.
ПОСТАВЩИКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В отличие от Российской Федерации на рынке Беларуси программ расчетов выбросов в атмосферный воздух немного. Чаще всего это небольшие индивидуальные программы, разработанные под заказ для определенных организаций.
Такие программы не только предназначены для расчетов величин максимально-разовых и валовых выбросов загрязняющих веществ от различного технологического оборудования, но и помогают автоматизировать процессы ведения учетной документации в области охраны атмосферного воздуха.
Результаты расчета формируются в виде журналов первичного учета, налоговой декларации и могут быть экспортированы на устройство пользователя, электронный или бумажный носитель. Разработчики программ для белорусских пользователей — это индивидуальные предприниматели, инженерные компании.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВАМ НУЖНА ПРОГРАММА
Необходимость покупки программ по расчету выбросов специалистами, разрабатывающими экологическую документацию, не рассматривается. Такие специалисты априори используют программное обеспечение для расчета выбросов. Приобретенный продукт окупается у таких компаний в кратчайшие сроки.
Гораздо реже программы используются экологами предприятий для расчета текущих выбросов за период.
Чтобы понять, нужна ли вам программа расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для начала нужно оценить сложность технологических процессов, а также способ расчета ежемесячного размера выбросов.
В некоторых организациях для расчета выбросов специалисты-экологи используют таблицы расчета Microsoft Excel. Учет в Excel не позволяет полностью учесть все нюансы методик для расчетов выбросов.
Так, любое изменение технологического процесса требует значительных временных затрат для полного учета модификаций. К тому же такие программы не обладают свойствами программных продуктов, так как зачастую в основу их заложена часть формул методики расчета, характеризующих определенный технологических процесс. Пользователю таких программ необходимо хорошо знать методики, на которых они основаны, так как по незнанию такие программы легко испортить.
Важно оценить также трудозатраты эколога либо человека, занимающегося вопросами охраны окружающей среды на предприятии. Обязанности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, описаны в ст. 21 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-3 «Об охране атмосферного воздуха»[1].
Так, влияние на атмосферный воздух сопровождается разработкой и внедрением целого ряда документации. Ведение журналов учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПОД-1[2], ПОД-2[3], ПОД-3[4]) занимают большое количество рабочего времени. Программы по расчету выбросов оптимизируют трудозатраты специалистов-экологов, ускоряя расчеты и оформление документации.
Сэкономленное время эколог сможет потратить на осуществление призводственного экологического контроля в области охраны окружающей среды[5], разработку программ по повышению эффективности использования ресурсов, предупреждению вредного воздействия на окружающую среду.
Программы по расчету выбросов будут актуальны и для небольших предприятий. Зачастую в таких организациях обязанности эколога возлагаются на работника, обладающего знаниями в области охраны окружающей среды, но лишь в дополнение к его основным обязанностям.
Приобретенное программное обеспечение по расчету выбросов загрязняющих веществ с автоматическим переносом результатов расчета в журналы учета, налоговую декларацию позволит безошибочно произвести расчеты, сохранить их в системе, даст возможность создания хорошо оформленных отчетов по выполненным расчетам.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА?
Перед выбором программного средства следует ознакомиться с возможностями ПО, оценить преимущества и недостатки предлагаемых версий, а также точно определить стоимость программного обеспечения, обновлений (если такое актуально), серверного обслуживания.
Программное средство должно соответствовать требованиям действующих нормативно-правовых актов.
Важно знать, существует ли возможность протестировать средство на безвозмездной основе, а также пройти обучение без дополнительной оплаты.
Перед приобретением программного продукта необходимо оценить перечень включенных в систему каталогов и справочников, возможность их пополнения, а также удобство интерфейса программы.
При тестировании программы важно проверить возможность описания режимов работы оборудования: одновременно и попеременно работающее оборудование. При отсутствии такой функции рассчитанная величина выброса будет некорректной.
Программа может устанавливаться на персональный компьютер или храниться на облачном сервисе.
В первом случае пользователь имеет доступ к программе только с того устройства, на котором она установлена. Кроме того, любые изменения ТКП потребуют привлечения организации-разработчика. Доработка программы — это дополнительные денежные вложения для предприятия.
Эти недостатки отсутствуют у программ, где пользователь работает в системе интернет: все изменения в законодательстве фиксируются в системе разработчиком и автоматически отражаются в кабинете каждого из пользователей. Такие программы позволяют консолидировать экологическую информацию предприятия, а работа может осуществляться с любого устройства с выходом в интернет.
Облачная платформа программы позволяет связать все подразделения и филиалы компании, своевременно консолидировать экологическую информацию в компании. Работа в системе может быть многопользовательской.
В качестве примера можно привести программу по расчету выбросов «Е3 Воздух», реализованную на облачной платформе. Программа основана на методиках расчета выбросов, утвержденных к использованию в Республике Беларусь.
Резюме
- Расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производятся на основании методик, утвержденных в Республике Беларусь. В случае их отсутствия — на основании методик расчета, утвержденных в других государствах.
- Использование таблиц Microsoft Excel для расчета выбросов загрязняющих веществ неудобно и не позволяет быстро и безошибочно внести изменения в расчеты при изменении технологических процессов.
- Программы расчета выбросов загрязняющих веществ позволяют оптимизировать работу специалистов, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, сводя к минимуму временные затраты на проведение расчетов согласно действующим методикам.
[1] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.02.2006 № 2/10 (с изм. от 12.02.009), далее — ТКП 17.08-01-2006.
[2] Введен в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 04.09.2001 № 367-ст.
[1] Утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.06.2006 № 3-т (в ред. от 03.03.2014).
[2] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.02.2006 № 2/10 (далее — ТКП 17.08-02-2006).
[3]Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21.09.2007 № 5-т (с изм. от 12.02.2009).
[1]В ред. от 17.07.2017.
[2]Приложение А к ТКП 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утв. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т (с изм. от 24.06.2016), далее — ТКП 17.02-12-2014.
[3]Приложение Б к ТКП 17.02-12-2014.
[4]Приложение В к ТКП 17.02-12-2014.
[5]В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52 (в ред. от 03.05.2016) разработанная инструкция утверждается решением (приказом, распоряжением) природопользователя.