№ 3, март 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Порядок исчисления возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Рубрика «Охрана окружающей среды»

С. С. Овсейко, юрист

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЗАКОНОМ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ[1]

Характеристики экологической ответственности

Наряду с другими видами ответственности в сфере экологии (административной, уголовной, гражданско-правовой), а часто вместе с ними, применяется возмещение вреда, причиненного окружающей среде (т. н. экологическая ответственность).

В соответствии со ст. 101 – 101-4 Закона об охране окружающей среды экологическая ответственность характеризуется следующими особенностями:

  • она может применяться в отношении организации, а не гражданина;
  • применяется по требованию государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды;
  • возмещение вреда производится, как правило, в полном объеме[2], добровольно или по решению суда.

Органы, фиксирующие причинение вреда

Факт причинения вреда окружающей среде фиксируется государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды[3], Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия[4])[5], в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установления факта причинения вреда окружающей среде[6].

Факт нарушения составляют различные события (выбросы, сбросы, уничтожение, повреждение и другие незаконные действия[7]). Нарушение может быть выявлено в ходе проведения контроля, в т.ч. аналитического (лабораторного), по сообщениям других госорганов, юридических лиц и граждан и т.п., с применением инструментального и расчетного методов, визуального наблюдения и др.

С юридической точки зрения факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства (т.н. опровержимая презумпция).

По видам деятельности, перечисленным в Указе Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности»[8], ответственность причинителя вреда еще более строгая, по сути безвиновная (т.н. неопровержимая презумпция).

В таких случаях избежать экологической ответственности можно только доказав, что вред возник вследствие непреодолимой силы[9] (ст.101-2 Закона об охране окружающей среды).

Словарь

Непреодолимая сила характеризуется объективной непредотвратимостью (стихийное бедствие, техногенная катастрофа, действия диких животных и т.п.), причем ее источник должен быть внешним по отношению к организации, а не внутренним (см. ст.948 ГК; п. 24 и др. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18.12.2003 №13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды»).

Порядок предъявления исков

До предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, содержание которой регламентировано ст. 101-3 Закона об охране окружающей среды. К ней должен быть приложен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде. При возмещении вреда в денежной форме срок его возмещения не должен превышать двух месяцев со дня предъявления претензии.

В случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) либо прокурор предъявляют иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется.

Важно

Требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (ст.101-4 Закона об охране окружающей среды).

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РАЗМЕР УЩЕРБА

Таксы установлены Указами Президента

Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами, установленными:

  1. Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[10] (семью приложениями к нему), а именно для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде:

  • выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства (кроме поступившего от стационарного или мобильного источника выбросов);
  • выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильного источника выброса, связанными с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства;
  • выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выброса, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства;
  • деградацией земель (включая почвы) любой категории, за исключением земель лесного фонда;
  • деградацией земель лесного фонда;
  • сбросами сточных вод в водные объекты с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства, а также в результате попадания (поступления) отходов в поверхностные водные объекты;
  • лесам и объектам растительного мира.

Указ № 348 допускает применение к этим таксам повышающих или понижающих коэффициентов в зависимости от конкретных обстоятельств;

2) Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими»[11], которым утверждены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания. Для некоторых видов диких животных (включенных в Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения[12], Красную книгу Республики Беларусь и т.п.) предусмотрен кратный коэффициент.

Формулы приведены в Методике расчета размера возмещения вреда

Надзорные органы используют методику расчета размера возмещения вреда, приведенную в Положении № 1042 (п. 6–11). Если применяется один коэффициент, то формула для расчета выглядит следующим образом:

 

C = T x Ku x Pi;

 

если применяется несколько коэффициентов, то:

 

C = T x SUM Ku x Pi,

 

где    C — размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в белорусских рублях;

T — таксы, установленные Указами № 580 и № 348, умноженные на размер базовой величины[13], установленной законодательством на дату составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде;

Ku — соответствующие коэффициенты, установленные данными указами;

SUM Ku — сумма соответствующих коэффициентов, установленных Указами № 580 и № 348[14];

Pi — показатель:

  • массы загрязняющих веществ, топлива, веществ, смеси веществ, материалов, отходов, побочных продуктов производства, диких животных (их эмбрионов), грибов, дикорастущих растений и (или) их частей, соответственно в тоннах, килограммах;
  • объема сжатого газа, в тысячах м3;
  • площади земель (включая почвы), участков, газонов, цветников, соответственно в м2, гектарах;
  • количества животных (их эмбрионов), деревьев, кустарников, саженцев, сеянцев, соответственно в экземплярах.

В случаях, когда размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется по нескольким таксам и (или) показателям, размер возмещения вреда исчисляется отдельно по каждой таксе и (или) показателю и рассчитанные размеры возмещения вреда суммируются.

В случае причинения вреда выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов по нескольким показателям (мг/м3, г/с, т/год) одного загрязняющего вещества размер возмещения вреда исчисляется по одному из превышенных показателей, имеющему наибольшую кратность превышения установленных нормативов.

В случае установления фактов превышения нормативов предельно допустимой концентрации, фоновой концентрации химических и иных веществ в разных слоях земли (включая почвы) (глубиной до 20 см, от 20,1 до 50 см, от 50,1 до 100 см, от 100,1 до 150 см, от 150,1 см и более) на одной пробной площадке (участке) размеры возмещения вреда, причиненного окружающей среде, рассчитываются по каждому слою земли (включая почвы) и суммируются.

В некоторых случаях возмещение вреда производится по фактическим затратам

При отсутствии либо невозможности применения такс возмещение вреда производится по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Состав затрат в таком случае определяется исходя из видов и объема работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, включая затраты на разработку, рассмотрение, согласование, утверждение проектной документации, наблюдение за состоянием окружающей среды, компонента природной среды и прогноз его изменения в период проведения указанных работ, неполученные государством доходы (см. п. 8 Положения № 1042).

Обратите внимание

Согласно ст. 101-1 Закона об охране окружающей среды также допускается возмещение в «натуре», т.е. посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств причинителя вреда в соответствии с предписаниями соответствующего государственного органа (впрочем, судебная практика на этот счет противоречива).

При исчислении размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения земель (включая почвы) химическими и иными веществами (п. 11 Положения №1042), применяются таксы, дифференцированные по степени деградации — низкая, средняя, высокая, очень высокая, установленные в Приложении 4 к Указу № 348. Показатели деградации земель для отнесения из к одной из четырех степеней определены в Приложении 1 к Положению № 1042.

Оценка степени деградации земель проводится по показателю, устанавливающему их наибольшую степень. В случае загрязнения земель несколькими химическими и иными веществами определяется суммарный показатель деградации земель.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебные споры по поводу возмещения ущерба окружающей среде достаточно частые, опубликованная судебная практика обширна. Чаще всего речь идет о нарушениях, связанных с лесопользованием и заготовкой древесины. Хотя встречаются и другие дела, в частности, относящиеся к сфере промышленности, транспорта, строительства и т.д.

Пример 1

Хозяйственный суд Могилевской области (решение от 27.05.2011 (дело № 133-3/2011)) удовлетворил исковые требования областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. С государственного унитарного коммунального дочернего строительного предприятия (далее — ГУКДСП) «К» взыскано 567 000 руб.[15] в возмещение вреда, причиненного окружающей среде. Основанием к удовлетворению иска послужили выводы суда о том, что ответчик в нарушение требований законодательства самовольно осуществлял разработку внутрихозяйственного карьера ОАО «А»; в результате незаконных действий ответчика окружающей среде нанесен вред.

Из материалов дела следует, что ГУКДСП «К» по договору строительного подряда от 04.11.2010 № 62 осуществляет строительство птицефабрики по выращиванию и откорму цыплят бройлеров. Заказчик строительства — ОАО «А». Документы дела (отзыв на иск, обращения ответчика в различные государственные органы по вопросу доставки грунта из карьеров, расположенных вблизи строительных объектов, путевые листы) свидетельствовали о том, что ответчик по согласованию с заказчиком строительства разрабатывал карьеры на землях заказчика и доставлял грунт из карьеров на строительный объект. ГУКДСП «К» и ОАО «А» это обстоятельство не опровергали.

10.11.2010 районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды осмотрела карьер, расположенный на землях ОАО «А» возле деревни А. В ходе осмотра установлено, что внутри карьера находится погрузчик, который осуществляет погрузку грунта, и грузовые самосвалы в количестве 13 штук, принадлежащие ГУКДСП «К». По результатам проведенной инспекцией проверки составлены протокол об административном правонарушении от 16.12.2010 № 20100000035 и акт от 22.12.2010 об установлении факта причинения вреда окружающей среде. Согласно представленному истцом расчету вред, причиненный деградацией земель на площади 54 м2, составил 567 000 руб.

В соответствии со ст. 17 Кодекса Республики Беларусь о недрах[16] собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков имеют право на добычу общераспространенных полезных ископаемых в установленном порядке в границах предоставленных им земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов. Подпунктами 1.1, 1.2 п. 1 ст. 23 Кодекса о недрах предусмотрено, что к общераспространенным полезным ископаемым относятся в том числе песок (кроме песка, используемого в качестве формовочного, для производства стекла, фарфоро-фаянсовых изделий, огнеупорных материалов, цемента) и песчано-гравийно-валунный материал. Согласно п. 13 ст. 1 Кодекса о недрах под добычей полезных ископаемых понимают извлечение полезных ископаемых из недр в целях промышленного и иного хозяйственного использования в природном виде или после первичной обработки (очистки, обогащения).

В соответствии с п. 3 ст. 30 Кодекса о недрах недропользователь не вправе передавать предоставленное ему право пользования недрами иным лицам.В соответствии со ст. 1, 101 Закона об охране окружающей среды незаконное изъятие природных ресурсов является вредом, причиненным окружающей среде; вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим. Размер возмещения вреда определяется в соответствии с Положением № 1042. Истцом размер возмещения вреда исчислен с соблюдением требований указанного Положения.

Хозяйственный (в настоящее время — экономический) суд первой инстанции иск областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды к ГУКДСП «К» удовлетворил, апелляционная инстанция оставила его в силе.

Пример 2

Хозяйственный суд г. Минска (решение от 03.03.2009 (дело № 68-17/09)) удовлетворил требования истца Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды по иску к ТРУП «Б» о взыскании 8 160 240 руб. вреда.

09.02.2008 лаборатория аналитического контроля при Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды произвела отбор проб почв на содержание нефтепродуктов на территории ПРУП «А» на железнодорожных путях, где произошел пролив трансформаторного масла, что подтверждается актом отбора проб от 09.02.2008 № 6-11/08. По результатам исследований установлен факт превышения содержания нефтепродуктов в почве, о чем составлен протокол испытания почв от 11.02.2008 № 6-П/08. Затраты в счет возмещения вреда определены исходя из конкретных видов работ по восстановлению загрязненных земель, их объемов и действующих расценок. По заявлению истца, ответчик оплатить в добровольном порядке указанную сумму отказался. Он мотивировал это тем, что причиненный ущерб, оцененный в размере 8 160 240 руб., полностью возмещен посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств виновной стороны.

Мероприятия по локализации аварии (разлив трансформаторного масла) на территории железнодорожных путей проведены оперативно и, согласно повторным исследованиям грунта на месте аварии, выполненным упомянутой лабораторией, превышений содержания нефтепродуктов в почве не установлено.

В соответствии со ст. 101, 101-1 Закона об охране окружающей среды требование истца о взыскании ущерба, который возмещен в полном объеме посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств предприятия, ответчик посчитал необоснованным.

Между тем, согласно ст. 160 Кодекса Республики Беларусь о земле[17] юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. По мнению суда, выплаты по искам за загрязнение, деградацию и нарушение земель не освобождают виновных от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, а также уплаты штрафов и возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, в соответствии с Законом об охране окружающей среды, Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[18]. Т.е. возмещение виновной стороной экономического ущерба не освобождает ее от выполнения природоохранных мероприятий, т.е. приведение земель в первоначальное состояние, что и было сделано ответчиком. Дополнительным подтверждением этому служит ответ Минприроды. В результате иск был удовлетворен.
 

Возмещение вреда окружающей среде (т.е. фактически государству) не исключает, а часто сопровождает административную или уголовную ответственность, а также гражданско-правовые иски со стороны контрагентов.

Пример 3

Экономический суд Гомельской области 05.05.2016 (дело № 123-3/2016) рассмотрел иск КУП «К» (г. Гомель) к УП «О» (г. Гродно) о взыскании 37 220 862 руб. убытков, связанных с ликвидацией последствий пожара. Указанная сумма состояла из 3 000 000 руб. расходов, связанных с приобретением деревянных поддонов; 24 840 000 руб. расходов, связанных с приобретением бочек; 2 000 000 руб. расходов, связанных с перевозкой бочек; 3 532 119 руб. расходов, связанных с привлечением автомобиля ЗИЛ-829 в целях устранения последствий, вызванных пожаром; а также 3 848 743 руб. в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, определенного в акте от 07.10.2014, составленном Гомельским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды.  

 Между истцом (исполнителем) и ответчиком (заказчиком) заключен договор от 03.03.2014, согласно п. 1.1 которого ответчик обязался поставить, а истец принять на долговременное хранение на условиях договора 4590 полиэтиленовых бочек с непригодными пестицидами 1-го класса опасности (далее — отходы) с целью дальнейшего обезвреживания. 18.06.2014 истец согласно акту сдачи-приемки выполненных работ по договору к ТТН от 18.06.2014 оказал услуги ответчику по приему токсичных промышленных отходов 1-2-го классов опасности — 110 бочек с непригодными пестицидами в количестве 8,585 т.

28.07.2014 произошло возгорание непригодных пестицидов. По факту возгорания непригодных пестицидов прокуратурой Гомельской области (с привлечением необходимых специалистов) была проведена внеплановая проверка на производственном объекте истца по исполнению требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в области санитарного благополучия населения, соблюдения требований пожарной безопасности. Проверкой установлены факты нарушения ответчиком правил переупаковки промышленных пестицидов 1-2-го классов опасности: при переупаковке допущено смешивание различных видов непригодных пестицидов, что является нарушением п. 51 Правил обращения с непригодными пестицидами, утвержденных постановлением Минприроды и Минсельхозпрода от 03.02.2005 № 5/6[1].

Согласно п. 4.6 договора в случае возникновения аварийной ситуации на производственном объекте предприятия-исполнителя (истца) в течение всего срока хранения поставленных заказчиком (ответчиком) полиэтиленовых бочек с отходами (вплоть до произведения обезвреживания) и в соответствии с Правилами № 5/6 заказчик (ответчик) несет ответственность по действующему законодательству Республики Беларусь и возмещает затраты по ликвидации аварийных ситуаций.

Произведенные расходы частично подтверждаются платежным поручением, счетом-фактурой, ТТН, актом о переупаковке, договором об организации перевозки грузов, актом сдачи-приемки выполненных работ. Но в части заявленных требований в размере 3 848 743 руб. в возмещение выплаченного вреда, причиненного окружающей среде, определенного в акте от 07.10.2014, составленном Гомельским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, суд истцу отказал. По мнению суда, истец сам нарушил требования ст. 32 Закона об охране окружающей среды о том, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать благоприятное состояние окружающей среды, в том числе предусматривать предотвращение аварий и иных чрезвычайных ситуаций.

Факт пожара 28.07.2014 является нарушением со стороны истца ст. 32 Закона об охране окружающей среды, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поступающих в результате горения отходов и других материалов, аварийное загрязнение окружающей среды является фактом причинения вреда окружающей среде, что и подтверждается актом от 07.10.2014 об установлении факта причинения вреда окружающей среде. Поэтому суд отказал во взыскании с ответчика в пользу истца 3 848 743 руб. в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и уплаченного в бюджет истцом.

Если размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется по нескольким таксам и (или) показателям, размер возмещения вреда исчисляется отдельно по каждой таксе и (или) показателю и рассчитанные размеры возмещения вреда суммируются.
 
Резюме
  1. Если вред причинен выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов по нескольким показателям одного загрязняющего вещества, размер возмещения вреда исчисляется по одному из превышенных показателей, имеющему наибольшую кратность превышения установленных нормативов.
  2. Если установлены факты превышения нормативов предельно допустимой концентрации, фоновой концентрации химических и иных веществ в разных слоях земли на одной пробной площадке, размеры возмещения вреда, причиненного окружающей среде, рассчитываются по каждому слою земли и суммируются.
  3. Если таксы отсутствуют или их невозможно применить, возмещение вреда производится по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

[1] Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017), далее — Закон об охране окружающей среды.

[2] Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляются государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает 3 базовых величин.

[3] Далее — Минприроды.

[4] Далее — Минсельхозпрод.

[5] Кроме того, факт причинения вреда окружающей среде может быть зафиксирован органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, и другими государственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях и др.

[6] Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 (в ред. от 25.08.2017), далее — Положение № 1042.

[7] 30 позиций в п. 3 Положения №1042.

[8] В ред. от 08.02.2016.

[10] В ред. от 31.05.2017, далее — Указ № 348.

[11] В ред. от 11.07.2017, далее — Указ № 580.

[12] Республики Беларусь присоединилась постановлением Верховного Совета от 20.12.1994 № 3462-XII.

[13] С 01.01.2018 размер базовой величины составляет 24,5 руб.

[14] Не подлежит суммированию коэффициент, предусмотренный в абз. 3 подп. 1.2.7 Указа № 348. В случаях расчета возмещения вреда, причиненного окружающей среде при незаконной рубке, удалении, изъятии, уничтожении сухостойной древесно-кустарниковой растительности, данный коэффициент применяется непосредственно путем его умножения на соответствующие таксы, установленные в пунктах 1-3 приложения 8 к Указу № 348.

[15] Здесь и далее — неденоминированных.

[16]Далее — Кодекс о недрах.

[17] Речь идет о Кодексе о земле 1999 г., в настоящее время действует Кодекс о земле 2008 г.

[18] В ред. от 30.06.2016.

[19] В настоящее время действует ТКП 17.11-09-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с непригодными пестицидами», утвержденный постановлением Минприроды от 22.12.2014 № 15-Т.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 3 (81), март 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.