26.02.2018 вступил в действие Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»[1]. Согласно общим требованиям в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденным Декретом № 7, индивидуальные предприниматели и микроорганизации вправе не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ УЧЕТА ОТХОДОВ В КНИГАХ ПОД-9, ПОД-10
1. Применяются недействующие формы книг ПОД-9, ПОД-10
С 28.08.2014 утратило силу постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 № 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»[2]. Однако есть случаи, когда ведение учета осуществляется в книгах ПОД-9, ПОД-10 по формам согласно Инструкции № 33. Организация вправе осуществлять ведение учета по старым формам при условии утверждения их распорядительным документом.
2. Количество книг ПОД-9, которые ведутся на предприятии, отличается от количества книг ПОД-9, указанных в Инструкции по обращению с отходами
В разделе Инструкции по обращению с отходами «Учет отходов производства» в обязательном порядке указывается количество книг ПОД-9, которые ведутся на предприятии. Согласно подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[3] юридические лица обязаны соблюдать требования Инструкции по обращению с отходами.
3. Не соблюдаются сроки внесения записей в книгу ПОД-9
Ситуация 1. Согласно Инструкции по обращению с отходамизаписи в книгу ПОД-9 для отходов отработанных масляных фильтров (код 5492800 классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь[4]) вносятся в день их помещения в место временного хранения. Однако на практике запись производится в день вывоза отходов на захоронение.
При ведении учета необходимо руководствоваться порядком, указанным в Инструкции по обращению с отходами. Также организация может внести изменения в Инструкцию по обращению с отходами в части сроков внесения записей в книгу ПОД-9.
4. Данные о количестве отходов отображаются не в полном объеме
Ситуация 2. В трех подразделениях предприятия образуются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400 Классификатора отходов). Для каждого подразделения ведется отдельная книга ПОД-9. При ведении учета отходов только в двух книгах ПОД-9 делается запись об образовании и дальнейшем движении отходов с кодом 9120400. Соответственно, количество отходов с кодом 9120400 учтено не в полном объеме.
5. Данные о количестве отходов отображаются неверно
Для отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601 Классификатора отходов) способ определения их количества согласно Инструкции по обращению с отходами — взвешивание. Лицо, ответственное за ведение учета отходов, определяет количество отходов расчетным способом. В результате не соблюдаются требования Инструкции по обращению с отходами, а количество отходов может быть определено неверно.
6. Учитываются не все образующиеся отходы
Наиболее часто такая ситуация происходит при образовании на предприятии нового отхода.
Ситуация 3. На предприятии образовался новый отход. Однако не была проведена досрочная инвентаризация отходов и не были внесены изменения в Инструкцию по обращению с отходами. Лица, ответственные за учет отходов, не были осведомлены об образовании нового отхода. Следовательно, в книгах ПОД-9, ПОД-10 не был учтен данный отход.
7. Данные из акта инвентаризации отходов производства противоречат данным книг учета отходов
Такая ситуация может возникнуть при оформлении акта инвентаризации в конце календарного года (акт инвентаризации оформляется последней датой календарного года). Например, в акте инвентаризации может быть указано количество отходов, образовавшихся за год, больше, чем в книге ПОД-10 суммарно за год. Такая ситуация может говорить о том, что в книге ПОД-10 отображены не все сведения о количестве отходов, или о том, что при оформлении акта инвентаризации была учтена недостоверная информация о количестве отходов.
8. Неверное заполнение книг ПОД-9, ПОД-10
При заполнении книг ПОД-9 наиболее часто допускаются следующие ошибки:
- в графах 4, 9 не указываются структурные подразделения, организации от которых поступают отходы или которым передаются отходы;
- в графе 6 указывается количество отходов, которые передаются для использования сторонним организациям, в то время как графу 6 нужно заполнять при использовании отходов на предприятии;
- нет подписей работников, ответственных за учет отходов и его проверку.
9. Не оформляется государственная статистическая отчетность 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»[5]
Отчет 1-отходы (Минприроды) не предоставляют только юридические лица, их обособленные подразделения, у которых образуются в общем объеме 50 и менее тонн в год следующие отходы:
- отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения;
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства;
- отходы упаковки незагрязненные;
- люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные.
Также при аренде зданий, сооружений и других объектов отчет представляет организация, обеспечивающая по договору сбор, хранение, вывоз на размещение отходов, образующихся при эксплуатации зданий, сооружений и других объектов.
10. Отчет 1-отходы (Минприроды) оформлен неправильно
Наиболее часто при заполнении отчетности в ней отображают сведения об отходах черных металлов. Согласно указаниям к заполнению отчета в нем не указываются данные об отходах лома и отходов черных металлов (кроме отходов, содержащих или загрязненных полихлорированными бифенилами.
Также встречаются следующие ошибки:
- неверное количество знаков после запятой при указании количества отходов. Так, для неопасных отходов и отходов 4-го класса опасности данные отражаются с двумя знаками после запятой, для отходов 1, 2 и 3-го классов опасности — с тремя знаками после запятой;
- количество отходов указывается в килограммах, а не тоннах;
- при передаче отходов в собственность с целью последующего захоронения в графе 16 таблицы должно указываться количество отходов согласно заключенному договору.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВЕРНОГО УЧЕТА ОТХОДОВ
Лицо, ответственное за ведение учета, в случае выявленных нарушений может быть привлечено к административной ответственности согласно ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, санкции которой предусматривают предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин. На юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 1000 базовых величин.
Чаще всего отсутствие учета отходов или его неверное ведение приводит к следующему:
• не предоставляется отчет 1-отходы (Минприроды) или отчет содержит недостоверные сведения;
• не соблюдается (превышено) количество отходов, разрешенное к хранению или захоронению согласно разрешений на хранение и захоронение отходов производства;
• не соблюдается (превышено) количество отходов при их передаче/приеме по сделкам, подлежащим регистрации в территориальном органе Минприроды;
• отходы хранятся на предприятии в количестве, превышающем транспортную единицу.
Справка
Cогласно п. 2 ст. 205 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь при хранении отходов в количестве, превышающем транспортную единицу, у организации возникает обязанность по уплате экологического налога за хранение отходов.
Резюме
- Порядок ведения книг ПОД-9, ПОД-10, их количество, сроки внесения записей и другая информация, необходимая для ведения учета отходов, указывается в Инструкции по обращению с отходами производства.
- Индивидуальные предприниматели и микроорганизации вправе не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию.
- Лицо, ответственное за ведение учета, в случае выявленных нарушений может быть привлечено к административной ответственности.
[1] Далее — Декрет № 7.
[2] Далее — Инструкция № 33.
[3] В ред. от 13.07.2016.
[4] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (в ред. от 07.03.2012), далее — Классификатор отходов.
[5] Далее — Отчет 1-отходы (Минприроды).
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 4 (82), апрель 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.