№ 7, июль 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

6 вопросов об озеленении

Рубрика «Растительный мир»

Г.Н. Ерилин, сотрудник ООО «Центр экономических проектов»

 

КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ НУЖНО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ОЗЕЛЕНЕНИИ? 

Обязанности пользователей объектов растительного мира проводить озеленение установлены ст. 54 Закона Республики Беларусь от 14.06. 2003 № 205-З «О растительном мире»[1]. Указанные обязанности вытекают из требований по соблюдению установленных нормативов в области обращения с объектами растительного мира (ОРМ), предотвращающих возникновение деградации земель, повреждение или уничтожение ОРМ, исключающих или ограничивающих вредное воздействие на ОРМ и другие природные объекты.

Нормативы в области озеленения являются нормативами в области обращения с ОРМ, а деградацию земель зачастую удается предотвратить только закреплением почв посадкой растений.

 

Словарь

Озеленение — комплекс мероприятий по созданию и содержанию насаждений, выполняющих санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные, эстетические или иные несельскохозяйственные функции.

Озелененная территория — территория, на которой проведено озеленение и (или) в границах которой компактно произрастают растения, используемые в целях озеленения (ст. 1 Закона № 205-З).

 

В соответствии со ст. 33 Закона № 205-З пользователи земельных участков обязаны проводить озеленение в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, о коммунальном хозяйстве, об охране и использовании растительного мира.

Озеленение проводится в специально предназначенных для этого местах, в сроки и объектами растительного мира с количественными и качественными характеристиками , определенными утвержденными в установленном порядке градостроительной и проектной документацией, программами (планами) благоустройства территорий, разработанными с соблюдением правил проектирования и устройства озеленения, нормативов в этой области, а при отсутствии такой документации, программ (планов) — на основании правил проектирования и устройства озеленения, нормативов в этой области.

Правила проектирования и устройства озеленения устанавливаются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее — Минжилкомхозом) и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды). Нормативы в области озеленения устанавливаются Минприроды (ст. 33 Закона № 205-З).

 

Важно

Перечень видов деревьев, кустарников, допускаемых к посадке для целей озеленения (таблица Б.11 приложения Б к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности»[2]), устанавливает Минприроды по согласованию с Национальной академией наук Беларуси.

В случае посадки деревьев, кустарников, не относящихся к видам, включенным в указанный Перечень (за исключением их посадки в ботанических садах, дендрологических парках), такие деревья, кустарники подлежат удалению на основании предписания территориального органа Минприроды за счет средств лица, осуществившего их посадку.

 

КАКИЕ ТЕРРИТОРИИ ОЗЕЛЕНЯЮТ? 

 

Озелененные территории подразделяются на территории:

• общего пользования — парки, скверы, бульвары и иные озелененные территории, расположенные на землях общего пользования населенных пунктов, а также городские леса;

• озелененные территории ограниченного пользования — озелененные территории в границах земельных участков юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не отнесенные к озелененным территориям общего пользования.

Нормативы в области озеленения утверждены ЭкоНиП. Если для озеленения территорий ограниченного пользования указанные нормативы становятся обязательными только в случае строительства или реконструкции предприятия (в силу сферы действия ЭкоНиП), то для территорий общего пользования населенных пунктов мероприятия по обеспечению соблюдения (достижению) нормативов в области озеленения определяются градостроительной документацией в соответствии с нормами ЭкоНиП. Так, например, общая озелененность городов должна составлять не менее 40%.

 

Важно

Правила содержания озелененных территорий устанавливаются Минжилкомхозом по согласованию с Минприроды. Обслуживают озелененные территории, расположенные на землях общего пользования населенных пунктов, организации, уполномоченные на то местными исполнительными и распорядительными органами, за счет средств соответствующих местных бюджетов.

 

КТО ДОЛЖЕН САЖАТЬ ДЕРЕВЬЯ? 

 

В соответствии со ст. 7 Закона № 205-З право пользования ОРМ у пользователя земельного участка или водного объекта наступает с момента возникновения в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод права на земельный участок или водный объект и прекращается с момента прекращения права на земельный участок или водный объект, а равно гибели, уничтожения или иной утраты ОРМ.

 

Обратите внимание

Именно землепользователь может проводить озеленение.

 

Посадка деревьев, кустарников гражданами на землях общего пользования и придомовой территории многоквартирных жилых домов организуется юридическими лицами в области озеленения, жилищными ремонтно-эксплуатационными организациями, товариществами собственников и организациями застройщиков при условии соблюдения правил проектирования и устройства озеленения.

В соответствии с п. 4 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов[3] работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории осуществляют землепользователи за счет собственных средств в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и согласно законодательству об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, охране и использовании земель, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве, а также жилищному законодательству.

На землях общего пользования обязанности землепользователей по благоустройству, содержанию (эксплуатации) территории осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами или уполномоченными ими юридическими лицами (специализированными организациями, определенными в пункте 3 Правил благоустройства), если иное не установлено Правилами и иными актами законодательства (п. 4 Правил благоустройства).

В соответствии с п. 5 указанных Правил благоустройство и содержание (эксплуатация) территории осуществляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования экологически и пожаробезопасной, эстетически выразительной среды обитания.

Таким образом, благоустройство и содержание территории включают:

• озеленение территорий;

• содержание (эксплуатации) объектов озеленения, включая технологическое (применение средств защиты растений, регуляторов их роста, удобрений, обрезка, прополка, рыхление, полив растений) и санитарное (ежедневная уборка озелененных территорий, удаление отходов);

• удаление объектов растительного мира, находящихся в ненадлежащем, в том числе аварийном, состоянии;

• регулирование распространения и численности борщевика Сосновского и иных видов инвазивных растений, которые оказывают вредное воздействие и (или) представляют угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан (далее — борщевик Сосновского и иные виды инвазивных растений);

• своевременное скашивание и удаление сорных растений (подп. 5.4 п. 5 Правил благоустройства).

 

Обратите внимание

Правила озеленения населенных пунктов определяет также ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»[4], и рядом других ТНПА, однако в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»[5] и Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» технические нормативные правовые акты носят рекомендательный характер (кроме технических регламентов).

 

КАК ОФОРМЛЯЕТСЯ ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

 

Озелененные территории общего пользования площадью 0,01 гектара и более в городе Минске, городах областного и районного подчинения необходимо включать в схему озелененных территорий общего пользования города, района в городе (при делении города на районы), утверждаемую решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа (далее — Исполком) по согласованию с территориальным органом Минприроды.

Схема озелененных территорий общего пользования должна содержать сведения о наименовании (если таковое имеется), месторасположении, границах, площади и балансе включенных в нее озелененных территорий, организациях, осуществляющих содержание озелененных территорий (ст. 331 Закона № 205-З).

Схемой озелененных территорий общего пользования определяется, какие озелененные территории общего пользования являются парками, скверами, бульварами, ботаническими садами, дендрологическими парками.

 

Обратите внимание

Проект схемы озелененных территорий общего пользования подлежит общественным обсуждениям[6] в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды.

 

При создании озелененной территории, подлежащей включению в схему озелененных территорий общего пользования, местный Исполком обеспечивает ее включение в указанную схему в течение одного месяца со дня подписания акта сдачи-приемки работ по озеленению данной территории или акта приемки в эксплуатацию объекта, при строительстве которого была создана озелененная территория.

 Схема озелененных территорий общего пользования, утвержденная решением местного Исполкома, в течение месяца после ее утверждения размещается на официальном сайте местного Исполкома в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикуется в городском печатном средстве массовой информации.

При внесении в схему озелененных территорий общего пользования изменений и (или) дополнений в месячный срок после их внесения размещается (публикуется) ее обновленная версия с указанием даты обновления.

 

Справка

Схемы озелененных территорий общего пользования учитываются при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых может оказать воздействие на озелененные территории, при разработке и реализации проектов и схем землеустройства, градостроительных, архитектурных и строительных проектов, планов мероприятий по благоустройству (содержанию) территорий, обоснований инвестирования в строительство, проектов отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесоустроительных проектов, проектов планировки зон отдыха, при ведении государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь, земельно-информационной системы Республики Беларусь (ст. 331 Закона № 205-З).

 

КАКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ ДЕЙСТВУЮТ ПРИ ОЗЕЛЕНЕНИИ ТЕРРИТОРИИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ? 

 

Ограничения

 

■ Ограничение 1. Не допускаются уменьшение площади и (или) ухудшение баланса озелененной территории общего пользования, включенной в схему озелененных территорий общего пользования, а также проектирование строительства объектов, предусматривающих такое уменьшение и (или) ухудшение, до внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в схему озелененных территорий общего пользования (ст. 331 Закона № 205-З).

То есть, до утверждения местным исполкомом схемы озелененных территорий общего пользования уменьшение площади таких территорий, в том числе путем размещения на них объектов строительства, не допускается.

■ Ограничение 2. Запрещается исключать озелененную территорию общего пользования либо ее части из схемы озелененных территорий общего пользования, если в городе, районе в городе (при делении города на районы) не выполняются нормативы в области озеленения, целевые показатели озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов, целевых показателей (ст. 331 Закона № 205-З).

Ограничение 3. Не допускается ухудшение баланса озелененной территории, если в границах озелененной территории общего пользования не выполняются нормативы в области озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов (ст. 331 Закона № 205-З).

 

Прямые запреты 

 

В границах парков, скверов и бульваров запрещаются:

• возведение объектов строительства, за исключением строительства объектов природоохранного, научно-исследовательского, образовательно-воспитательного, рекреационного и оздоровительного назначения, оранжерей, питомников древесных и кустарниковых растений, водных объектов и гидротехнических сооружений для регулирования их режима, подземных инженерных коммуникаций, сооружений для обустройства и (или) благоустройства зон и мест отдыха, экологических троп, благоустройства территорий, создания элементов благоустройства и размещения малых архитектурных форм;

• проведение работ по гидротехнической мелиорации, за исключением работ по реконструкции, эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

• размещение отходов, за исключением временного хранения отходов в санкционированных местах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) объекты по использованию отходов (ст. 331 Закона № 205-З).

 

КАК ВНОСЯТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТНУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ОЗЕЛЕНЕНИЯ?

 

В соответствии со ст. 65 Закона № 205-З вопросы учета ОРМ находятся в компетенции Минприроды.

Любые НПА и ТНПА иных министерств, даже при их действительности, не могут оказывать какого-либо определяющего влияния на указанный порядок в силу нормы ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»[7].

 

Примечание автора

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений).

 

Порядок учета ОРМ определяется Инструкцией о порядке ведения учета объектов растительного мира и обращения с ними[8].

В соответствии с п. 7  Инструкции в случаях (посадки), пересадки, изъятия, удаления ОРМ, их уничтожения в результате чрезвычайной ситуации или по иным причинам, когда требуется внесение изменений и дополнений в ведомости учета и картосхемы, оформленные по результатам плановых работ сведения о созданных (посаженных), пересаженных, изъятых, удаленных, уничтоженных объектах растительного мира вносятся в ведомости учета и картосхемы, оформленные по результатам плановых работ, в течение 1 месяца после наступления указанных случаев.

 

РЕЗЮМЕ

  1. Пользователи объектов растительного мира (являющиеся землепользователями) должны проводить озеленение территорий в соответствии с законодательством о растительном мире, о благоустройстве, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
  2. Озеленять следует только разрешенными породами деревьев и кустарников.
  3. Изменения в результате озеленения необходимо отразить в документации по учету объектов растительного мира.

 

 

 

[1] В ред. от 18.07.2016, далее — Закон № 205-З.

[2] Утверждены и введены в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т, далее — ЭкоНиП.

[3] Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087 (в ред. от 25.05.2018), далее — Правила благоустройства.

[4] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.11.2008 № 439.

[5] В ред. от 24.10.2016.

[6] См.: Синица Е.В. Как провести собрание по отчету об ОВОС // Экология на предприятии. 2018. № 7. С. 56–65.

[7] В ред. от 02.07.2009.

[8] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 15.12.2016 № 40, далее — Инструкция.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 7 (85), июль 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.