№ 7, июль 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Оценка экологического жизненного цикла продукции: структура метода и порядок проведения оценки

Рубрика «Системы управления»

А.Р. Радюк, кандидат экономических наук

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ? 

С точки зрения маркетинга 

Классический маркетинг трактует жизненный цикл продукции как период времени, в течение которого продукция обращается на рынке. Он представлен следующими этапами.

  1. Выход на рынок (внедрение).
  2.  Рост.
  3.  Зрелость.
  4.  Спад.

На рис. 1 изображен жизненный цикл в виде графической зависимости объема продаж и прибыли от времени нахождения продукции на рынке.

Для производителя жизненный цикл продукции — совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей, или начиная с разработки концепции и проектирования продукции и заканчивая логистической поддержкой.

Для потребителя жизненный цикл продукции представлен следующими основными этапами.

  1. Покупка (приобретение).
  2.  Использование и поддержка.
  3.  Утилизация.

С точки зрения экологического менеджмента 

В рамках данной статьи ЭЖЦП определен как последовательные и взаимосвязанные стадии продукционной системы, в которой каждому субъекту, участвующему в цепи, от добычи сырья для производства продукции до конечного ее размещения в окружающей среде принадлежит своя роль и ответственность.

Экологическое воздействие продукции не является результатом действия одного предприятия или одного потребителя в определенное время и на ограниченной территории. Скорее, это суммарный результат многочисленных взаимосвязанных решений большого количества людей и организаций в течение жизненного цикла продукции.

Словарь

Жизненный цикл продукции — последовательные и взаимосвязанные стадии продукционной системы, начиная от процесса приобретения сырья или разработки природных ресурсов до конечной стадии — утилизации отходов.

Оценка жизненного цикла продукции — учет и оценка входных и выходных потоков материалов, веществ, энергии продукционной системы, ее воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла[1].

Для принятия правильных управленческих решений, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности, необходимо иметь четкое представление об экологическом воздействии, оказываемом продукцией на протяжении всего ее жизненного цикла. Это позволит еще на этапе разработки нового продукта оптимизировать количество потребляемых природных ресурсов на всех этапах жизненного цикла и снизить затраты на его переработку (см. рис. 2).

 

[1] СТБ ISO 14040-2010 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структурная схема».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (85), июль 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.