№ 8, август 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Что нужно знать о службе охраны окружающей среды

Рубрика «Школа эколога»

Н.И.Лимож, юрист

 

Создание службы охраны окружающей среды (далее — служба), введение в штат должности специалиста по охране окружающей среды или возложение соответствующих обязанностей на работника, обладающего знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования (далее — специалист), предусмотрено ст. 951 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992  № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1].

 

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ (ВВЕДЕНИЕ В ШТАТ СПЕЦИАЛИСТА) 

 

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель для организации работы по охране окружающей среды и осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов создает указанную службу (вводит в штат специалиста) в случае, если:

• он не обладает знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования;

• хозяйственная и иная деятельность, которую он осуществляет, оказывает вредное воздействие на окружающую среду (часть первая ст. 951 Закона № 1982-XII).

Юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную и иную деятельность, относящуюся к экологически опасной, в штат эколога не вводит, а создает службу (часть вторая ст. 951 Закона № 1982-XII).

 

Словарь

Вредное воздействие на окружающую среду — любое прямое либо косвенное воздействие на нее хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды (ст. 1 Закона № 1982-XII).

Экологически опасная деятельность — строительство, эксплуатация, демонтаж или снос объектов, иная деятельность, которая создает или может создать ситуацию с устойчивым отрицательным изменением окружающей среды, представляющим угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, а также имуществу, находящемуся в собственности государства (ст. 1 Закона № 1982-XII).

 

Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349[2].

Юридические лица разрабатывают свои положения о службе на основе норм Типового положения о службе охраны окружающей среды[3]. При этом должны учитываться специфика и характер деятельности такого юридического лица (п. 9 Положения о службе).

 

ЗАДАЧИ И КОМПЕТЕНЦИЯ СЛУЖБЫ

 

К основным задачам службы относятся:

• организация работы по охране окружающей среды в организации;

• осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (п. 6 Положения о службе).

Для реализации приведенных задач служба (п. 10 Положения о службе):

• осуществляет производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

• участвует в работе по просвещению в области охраны окружающей среды;

• консультирует, подготавливает ответы на запросы, рассматривает письма и обращения граждан по вопросам охраны окружающей среды;

• организует обучение, участвует в аттестации работников, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду, и т.д.

Качество и своевременность выполнения возложенных на службу задач и функций обеспечивает ее руководитель (п. 14 Положения о службе).

 

Кому подчиняется служба? 

Служба (специалист), иной работник, на которого возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, подчиняются непосредственно руководителю юридического лица (часть третья ст. 951 Закона № 1982-XII и п. 8 Положения о службе).

 

Служба в процессе деятельности наделена правом взаимодействовать как со структурными подразделениями юридического лица, в котором она создана, так и с соответствующими государственными органами (п. 5 Положения о службе). Ее работники вправе:

• запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

• брать письменные объяснения от работников юридического лица, допустивших нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов;

• указывать таким работникам на необходимость устранения нарушений;

• вносить руководителю юридического лица предложения о привлечении нарушителей к ответственности и т.д. (п. 12 Положения о службе).

Помимо этого, служба вправе вносить предложения о поощрении и материальном стимулировании тех работников, которые соблюдают требования в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (п. 11 Положения о службе).

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖБЫ

 

Структура службы и ее численность устанавливаются юридическим лицом в зависимости от численности работников и видов деятельности. При этом бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии из бюджета, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, относящуюся к экологически опасной, создают службу в пределах установленной численности работников (часть вторая ст. 951 Закона № 1982-XII).

На должности руководителя и специалистов службы назначаются лица в соответствии с квалификационными требованиями, предусмотренными законодательством о труде (п. 7 Положения о службе). В состав службы может входить инженер по охране окружающей среды (эколог), квалификационные требования к которому приведены в разделе II «Специалисты» выпуска 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности»[4].

 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ИНЖЕНЕРА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ЭКОЛОГА)

 

Согласно ЕКСД инженер по охране окружающей среды (эколог):

• осуществляет контроль за соблюдением в подразделениях организации действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствует снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников;

• разрабатывает проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контролирует их выполнение;

• участвует в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники;

• принимает участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов;

• осуществляет контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализирует их работу, следит за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения организации;

• участвует в составлении технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов и другой технической документации;

• участвует в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;

• составляет установленную отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, принимает участие в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности организации.

 

Что должен знать инженер по охране окружающей среды (эколог) 

• экологическое законодательство;

• нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

• системы экологических стандартов и нормативов;

• производственную и организационную структуру организации и перспективы ее развития;

• технологические процессы и режимы производства продукции;

• порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов; методы экологического мониторинга;

• средства контроля соответствия технического состояния оборудования организации требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

• порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;

• основы экономики, организации производства, труда и управления;

• средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

• основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРУ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ЭКОЛОГУ)

 

В соответствии с ЕКСД инженер по охране окружающей среды (эколог) I квалификационной категории должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) II квалификационной категории не менее 3 лет.

Инженер по охране окружающей среды (эколог) II квалификационной категории — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее 3 лет.

Для инженера по охране окружающей среды (эколога) достаточно высшего профессионального образования.

 

Руководитель службы: дополнительные требования 

Помимо соответствия квалификационным требованиям, установленным законодательством к инженеру по охране окружающей среды (экологу), руководитель службы дополнительно должен соответствовать критериям (стаж, образование, опыт работы и т.п.), предъявляемым в данной организации к руководителям структурных подразделений.

 

РЕЗЮМЕ

 

  1. Функционирование службы (штатных экологов) охватывает большой спектр задач, направленных на минимизацию вредных последствий осуществления хозяйственной и иной деятельности, относящейся к экологически опасной.
  2. Успешное решение этих задач возможно с учетом неуклонного соблюдения норм природоохранного законодательства и технических нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования в тесном сотрудничестве с администрацией предприятий и территориальных органов Минприроды.

[1] В ред. от 31.12.2017, далее — Закон № 1982-XII.

[2] В ред. от 08.02.2016.

[3] Утверждено постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.05.2016 № 15, далее — Положение о службе.

[4] Утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, далее — ЕКСД.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 8 (86), август 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.