№ 5, май 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Мониторинг окружающей среды: цели, задачи, результат

Рубрика «Охрана окружающей среды»

М. А. Ересько, зав. отделом мониторинга окружающей среды РУП «Бел НИЦ «Экология», канд. геогр. наук

МОНИТОРИНГ — ЭТО НЕ КОНТРОЛЬ

Общественные отношения, возникающие при проведении мониторинга окружающей среды, регулируются в Республике Беларусь специально-юридическими средствами, устанавливающими конкретные права и обязанности субъектов правоотношений в данной сфере. Создаваемые нормы права основаны на научно-теоретических разработках и концепциях мониторинга, предыдущем отечественном и зарубежном опыте проведения регулярных наблюдений и оценки состояния окружающей среды.

При этом сфера правового регулирования применительно к экологическому мониторингу тесно связана с другими организационно-правовыми механизмами охраны окружающей среды, реализующими экологический императив: учет в области окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, экологический аудит, контроль в области охраны окружающей среды и природопользования. Такое взаимодействие обусловило в практике правоприменения подмену понятий (например, устойчива тенденция заменять понятие «мониторинг» на «контроль»).

СПРАВКА Мониторинг окружающей среды — система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»1 ).

 

Приведенное выше определение раскрывает и нормативно закрепляет содержание мониторинга: наблюдения, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды, порядок проведения которых определен на уровне иных нормативных правовых актов. При этом наиболее четко нормативно закреплена система наблюдений: сеть пунктов, параметры и периодичность проведения регулярных наблюдений. Алгоритм оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды в рамках мониторинга в Республике Беларусь не урегулирован в полном объеме.

Систематические наблюдения позволяют выявить многоуровневые взаимодействия между отдельными компонентами природной среды и антропогенными факторами. Естественные, природные изменения состояния экосистем высокого ранга, например хорологическая динамика (пространственное изменение границ), структурная динамика, периодическая динамика (смена ледниковых эпох межледниковыми) продолжительны по времени проявления (тысячи лет), сложно выявляются посредством проведения наблюдений в рамках мониторинга окружающей среды. Антропогенные изменения состояния природной среды протекают более интенсивно, характеризуются более значимыми последствиями (загрязнение компонентов природы, деградация экосистем), что позволяет посредством регулярных наблюдений обеспечить раннее выявление негативных тенденций изменения ландшафта. При этом сезонные и суточные изменения естественного происхождения, а также аномальные явления (например, аномально длительный бездождевой период, длительные штили) могут усилить либо ослабить негативное техногенное воздействие на природные комплексы. В связи с этим необходим мониторинг как естественных, так и антропогенно обусловленных изменений состояния экосистем для установления этиологии и минимизации негативных последствий.


1 В ред. от 30.12.2018.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (95), май 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.