← Назад к номеру журнала
Производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия: как все организовать
Е.В. Строенко, врач-гигиенист ГУ «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить самостоятельно или с привлечением аккредитованных лабораторий мониторинг качества окружающей среды, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 27 и 31 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1 организации и индивидуальные предприниматели в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны обеспечивать: реализацию прав граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства на благоприятную среду обитания; проведение производственного контроля в пределах своей компетенции.
Производственный контроль — контроль за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленный на сохранение жизни и здоровья населения, среды обитания человека при обращении продукции, выполнении работ и оказании услуг, обеспечиваемый организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями2 .
Согласно п. 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»3 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе при авариях;
- не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о таких фактах с момента их обнаружения, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера — органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
- приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию источников выбросов при невозможности соблюдения нормативов в области охраны атмосферного воздуха;
- разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение.
Охрана атмосферного воздуха — деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, направленная на сохранение и восстановление качества атмосферного воздуха посредством уменьшения и (или) предотвращения загрязнения атмосферного воздуха4 .
1 В ред. от 30.06.2016.
2 Ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
3 В ред. от 13.07.2016.
4 Ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (95), май 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.