№ 6, июнь 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Мониторинг окружающей среды в Республике Беларусь: виды, методы, принципы, перспективы

Рубрика «Охрана окружающей среды»

М.А. Ересько, зав. отделом мониторинга окружающей среды РУП «Бел НИЦ «Экология», канд. геогр. наук

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

В правовой базе Республики Беларусь нормативно не закреплена единая классификация направлений мониторинга: санитарно-гигиенического, экологического, глобального (биосферного). В частности, мониторинг окружающей среды (или экологический мониторинг) объединяет функционирующие обособленно и подчиняющиеся разным ведомствам системы наблюдений за природными и антропогенными объектами.

В Республике Беларусь Национальная система мониторинга окружающей среды (далее — НСМОС) в современном ее понимании создана в 1993 г.1 Она является открытой и включает отдельные виды мониторинга окружающей среды, обеспечивает их взаимодействие для получения комплексной информации о состоянии окружающей среды, анализа и прогноза ее изменений.

Направления развития экологического мониторинга были определены в период 1995–2005 гг. Программой Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь2 и Техническим проектом Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь3. В этот период разработаны и приняты основные правовые акты, регулирующие порядок функционирования НСМОС в целом и отдельных видов мониторинга, включенных в ее состав. Кроме того, сформирована организационная структура НСМОС из республиканских органов государственного управления, ответственных за организацию и проведение наблюдений по каждому виду мониторинга. Созданы Главный информационно-аналитический центр НСМОС и информационно-аналитические центры отдельных видов мониторинга. Для обеспечения сбора, обработки, анализа и представления данных разработаны порядок и механизмы информационного обмена в рамках НСМОС, а также между системами: НСМОС, системой социально-гигиенического мониторинга, системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При реализации Государственной программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006–2010 гг.4:

  • усовершенствована нормативная правовая база (разработано более 30 нормативных правовых актов, регулирующих порядок функционирования НСМОС в целом и отдельных видов мониторинга);
  • завершено формирование организационной структуры НСМОС;
  • созданы локальные сети комплексного мониторинга экосистем на особо охраняемых природных территориях в 22 заказниках республиканского значения;
  • разработаны и переданы для реализации государственным природоохранным учреждениям программы комплексного мониторинга экосистем национальных парков «Припятский», «Беловежская пуща», «Браславские озера», Березинского государственного биосферного заповедника.

Вместе с тем до настоящего времени не удалось в полном объеме выполнить работы по формированию сетей мониторинга озонового слоя и геофизического мониторинга, организации наблюдений за инвазивными видами растений и животных, совершенствованию системы радиационного мониторинга.


1 Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.1993 № 247.

2 Одобрена постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 20.06.1995 № 311 (утратило силу 14.08.2009).

3 Одобрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.08.1998 № 1344 (утратило силу 19.11.2007).

4 Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 № 251 (в ред. от 17.04.2010).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (96), июнь 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.