№ 6, июнь 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос — ответ»

Г.Н. Ерилин, сотрудник ООО «Центр экономических проектов»

В технологическом процессе на предприятии образуется отход производства, который можно использовать в качестве органического удобрения. Предприятие заключило договор с научноисследовательским институтом о научном сотрудничестве с целью проведения экспериментальных исследований по использованию отхода в качестве органического удобрения при возделывании сельскохозяйственных культур и дальнейшей разработки нормативных документов по использованию данного отхода. В итоге в 2015 г. были разработаны технические условия (далее — ТУ), которые прошли регистрацию в Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь. ТУ не проходили государственную экологическую экспертизу предположительно в связи с тем, что в них отсутствовали требования в области охраны окружающей среды, не установленные иными техническими нормативными правовыми актами (согласно части третьей ст. 5 Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе»1). Однако с принятием Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»2 объектами государственной экологической экспертизы являются все проекты технических условий, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них (подп. 1.11 п. 1 ст. 5 Закона № 399-З).

Необходимо ли предприятию провести экологическую экспертизу действующих ТУ? Или, т.к. они действуют до 2020 г., экспертизу необходимо будет проводить перед продлением срока действия ТУ?

В соответствии с п. 1.11 ст. 5 Закона № 399-З объектами государственной экологической экспертизы являются проекты технических условий (далее — ТУ), а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них. Уже зарегистрированные ТУ не могут являться объектами экспертизы по двум причинам.

Во-первых, они не являются проектом.

Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» нормативный правовой акт (далее — НПА) не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц. НПА, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом НПА или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу.

Прекративший свое действие НПА (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до утраты им юридической силы, если иное не предусмотрено прекратившим его действие НПА. В НПА, ухудшающем правовое положение граждан и юридических лиц, определяются порядок применения такого акта к отношениям, которые возникли на его основе, возможность и порядок полной реализации субъективных прав, возникших на основании прекративших действие нормативных правовых предписаний, но полностью не реализованных, а также указывается обстоятельство, являющееся начальным моментом возникновения (прекращения) этих субъективных прав.


1 Утратил силу 22.01.2017.

2 Далее — Закон № 399-З.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 6 (96), июнь 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.