№ 8, август 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Экологическое законодательство: важные изменения

Рубрика «Актуальный комментарий»

Н.И. Лимож, юрист А.А. Михайлов, эколог Н.И. Лимож, юрист Н.И. Лимож, юрист

Закон об охране окружающей среды

Незначительные изменения коснулись терминологии

Из Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об ООС) исключен термин «контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (экологический контроль)» (ст. 1).

Из определения термина «экологический аудит» исключены слова «требования нормативных и технических нормативных правовых актов, а также международных стандартов», т.е. экологический аудит теперь не включает проверку соблюдения данных требований (ст. 1).

Изменились полномочия государственных органов в области ООС

Из полномочий Совета Министров исключено право устанавливать порядок проведения аналитического (лабораторного) контроля, а также материально поощрять должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, выявивших правонарушения в области охраны окружающей среды. Однако в перечень полномочий добавлено установление порядка отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды (ст. 9).

Согласно ст. 10 Закона об ООС Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды участвует в государственном регулировании деятельности по сертификации в области охраны окружающей среды (ст. 10) (ранее — осуществляло государственное регулирование).

К полномочиям Минприроды добавлены следующие обязанности (ст. 10):

  • осуществлять проверки в сферах охраны, защиты, воспроизводства и использования диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений в границах населенных пунктов, диких животных, не являющихся объектами охоты и рыболовства; использования и охраны недр; охраны атмосферного воздуха и озонового слоя; использования и охраны вод; обращения с отходами и иные формы контроля, предусмотренные законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;
  • выявлять факты нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (в том числе правонарушения против экологической безопасности и порядка природопользования);
  • предъявлять претензии юридическим лицам или гражданам, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции, заявлять требования в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке приказного производства, иные иски (заявления, требования), предусмотренные законодательными актами.

Местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы в области ООС теперь могут осуществлять контроль за использованием и охраной земель в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, без привязки к территории (ранее они могли это делать только на подведомственной им территории) (ст. 11).


Закон об охране озонового слоя

Введен новый термин

Абзац 7 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя»1 дополнен новым термином «озонобезопасные вещества». Под ними понимаются химические вещества, а также смеси химических веществ, не являющиеся озоноразрушающими веществами и не оказывающие вредного воздействия на озоновый слой.

Расширены полномочия органов государственного управления

К компетенции Совета Министров теперь также будут относиться (ст. 6):

  • утверждение государственных программ по охране озонового слоя. Указанные полномочия им будут реализовываться путем принятия соответствующих постановлений (п. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»);
  • установление порядка и условий выдачи заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза либо ввоз в Республику Беларусь с территории государства — члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства — члена Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, а также порядок и условия прекращения действия этих заключений (разрешительных документов).
К слову
В настоящее время соответствующий порядок установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2016 № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке»2.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны озонового слоя наделено функциями (ст. 7):

  • по утверждению перечня озонобезопасных веществ, содержащихся в оборудовании и технических устройствах, по которым проводится инвентаризация (абз. 6);
  • координации деятельности по проведению мониторинга озонового слоя (абз. 9).

Кроме того, в Законе об охране ОС теперь указано, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды будет устанавливать порядок проведения инвентаризации оборудования и технических устройств, содержащих не только озоноразрушающие, но и озонобезопасные вещества, включенные в перечень озонобезопасных веществ. В свою очередь, осуществление контроля за охраной озонового слоя будет проводиться в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности (т.е. в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»3) и законодательством об охране окружающей среды.

В новой редакции Закона об охране ОС теперь относятся к компетенции:

  • местных Советов депутатов — утверждение региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ по охране озонового слоя (ранее были территориальные программы по охране озонового слоя), предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов (местные Советы депутатов областного и базового территориальных уровней) (ч. 1 ст. 8);
  • местных исполнительных и распорядительных органов — формирование и внесение для утверждения в местные Советы депутатов областного и базового территориальных уровней региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ по охране озонового слоя (ранее — территориальные программы по охране озонового слоя), предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов (местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориальных уровней) (ч. 2 ст. 8).

1 Далее — Закон об охране ОС.

2 В ред. от 08.04.2019.

3 В ред. от 18.04.2019.

 


Закон о животном мире

Утверждение государственных программ исключено из компетенции Президента Республики Беларусь

Согласно подп. 1.3 п. 1 ст. 10 новой редакции Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире» (далее — Закон о животном мире) государственные программы в области охраны и использования животного мира теперь будет утверждать Совет Министров. Ранее это делал Президент Республики Беларусь.

Конкретизированы формы контроля за охраной и использованием объектов животного мира, который осуществляет Минприроды

Согласно подп. 1.3 п. 1 ст. 11 Закона о животном мире Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет контроль за охраной и использованием объектов животного мира в форме проведения проверок в сфере охраны, защиты, воспроизводства и использования диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, диких животных, не являющихся объектами охоты и рыболовства, в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, об охране окружающей среды, и иных формах контроля, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Минприроды не может приостанавливать деятельность, оказывающую вредное воздействие на объекты животного мира, и предъявлять иски в суд о прекращении такой деятельности

Согласно действующей редакции Закона о животном мире Минприроды имеет право принимать решения о полном либо частичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и (или) граждан, оказывающей вредное воздействие на объекты животного мира и (или) их среду обитания (подп. 1.6 п. 1 ст. 11), предъявлять иски в суд о прекращении юридическими лицами и (или) гражданами хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания, в случае нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, а также в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды (подп. 1.62 п. 1 ст. 11). В новой редакции данные пункты исключены — такого права у Минприроды больше нет.

Обратите внимание
Предъявлять иски в суд о прекращении деятельности, оказывающей вредное воздействие на объекты животного мира и (или) их среду обитания, теперь не вправе также местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы — подп. 2.53 п. 2 ст. 12 исключен из Закона о животном мире.
Кроме того, Минприроды, местные исполнительные и распорядительные органы не вправе устанавливать ограничения и запреты в случае нарушения пользователями объектов животного мира требований Закона о животном мире и иных актов законодательства об охране и использовании животного мира, условий, указанных в документах на право пользования объектами животного мира. Ранее это входило в их компетенцию согласно подп. 2.8 п. 2 ст. 16, который в новой редакции отсутствует.

Закон об охране атмосферного воздуха

Уточнено значение термина

В Законе Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон об охране АВ; Закон) под нормативами допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух теперь подразумеваются предельные значения для концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (в прежней редакции — величины выбросов загрязняющих веществ от объектов воздействия на атмосферный воздух), установленные для конкретной территории на определенный период времени с учетом необходимости постепенного улучшения качества окружающей среды, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения биологического разнообразия (п. 13 ст. 1 Закона об охране АВ).

Незначительно изменилась компетенция государственных органов

Согласно новой редакции Закона об охране АВ утверждение государственных программ теперь является компетенцией Совета Министров Республики Беларусь (подп. 1.11 п. 1 ст. 6). Ранее это входило в обязанности Президента Республики Беларусь.

Установление экологических классов механических транспортных средств и порядок отнесения механических транспортных средств к определенным экологическим классам механических транспортных средств исключено из компетенции Совета Министров Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 6 действующей редакции Закона об охране АВ) — экологические классы транспортных средств устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза (п. 6 ст. 13 новой редакции Закона об охране АВ).

К слову
В настоящее время действует технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (98), август 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.