№ 9, сентябрь 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Проектирование систем водоотведения улиц населенных пунктов

Рубрика «Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение»

Г.Н. Ерилин, эколог, ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

Водоотводные системы и устройства улиц населенных пунктов должны обеспечивать прием и отвод поверхностного стока (дождевых, талых и моечных вод) с проезжих частей и, как правило, с прилегающих территорий (подп. 9.1 п. 9 ТКП 45-3.03-227-2010 (02250) «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования»1). Согласно подп. 9.2 п. 9 ТКП 45-3.03-227-2010 (02250) водоотводная уличная сеть населенных пунктов является составной частью общей системы организации поверхностного стока и водоотвода с территории поселений. Проектирование этой сети необходимо производить в комплексной увязке с техническими решениями инженерной подготовки, благоустройства, инфраструктуры.

Согласно ст. 46 Водного кодекса Республики Беларусь2:

  • относятся к сточным поверхностные сточные воды, которые образуются при выпадении атмосферных осадков, таянии снега, поливомоечных работах на территории населенных пунктов, объектов промышленности, строительных площадок и других объектов и сбрасываются в окружающую среду, в том числе через систему дождевой канализации (подп. 1.3 п. 1);
  • не относятся к сточным воды, отводимые от дорожной полосы в окружающую среду (подп. 2.6 п. 2).

Поэтому воды будут являться сточными, только если дорога проходит через населенный пункт, и именно их необходимо отводить централизованно.

ТИПЫ ВОДООТВОДНЫХ СИСТЕМ

Требования к водоотводным системам и устройствам улиц населенных пунктов установлены разд. 9 ТКП 45-3.03-227-2010 (02250).

Выбор типов водоотводящих систем и устройств определяется общими требованиями к отводу поверхностного стока с территории поселений в соответствии с нормами планировки и застройки городских и сельских поселений, а также организацией водоотвода с проезжих частей улиц, обусловленной их поперечным профилем.

Согласно подп. 9.3 п. 9 ТКП 45-3.03-227-2010 (02250) в зависимости от организации приема и транспортировки поверхностного стока улицы населенных пунктов подразделяют на следующие типы:

  • I — улицы с приемом стока с прилегающих территорий на проезжую часть с бортовым камнем и с использованием лотка проезжей части для транспортировки стока к водоприемным устройствам (дождеприемникам);
  • II — улицы с отводом стока с проезжей части и прилегающей территории на зеленую зону, в пределах которых размещены водоприемные устройства и системы (открытые и закрытые);
  • III— улицы с непрерывным движением, на которых обеспечивается изоляция основных проезжих частей от приема и транспортирования стока с прилегающих территорий;
  • IV — улицы без бортового ограждения проезжей части с отводом поверхностного стока на прилегающую территорию с использованием рельефа (по типу загородных автомобильных дорог).

В районах многоэтажной жилой застройки, промышленных и коммунально-складских зонах городов следует предусматривать дождевую канализацию закрытого типа. Допускается применять открытые водоотводящие устройства (канавы, лотки, кюветы, размещаемые у обочин или в зеленых зонах улиц) в районах малоэтажной застройки городских и сельских поселений, на территориях парков.

В законодательстве нет требования строить очистные сооружения систем водоотведения проезжей части. Однако сброс сточных вод должен осуществляться с соблюдением условий приема сточных вод в систему канализации, которые устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (п. 3 ст. 47 ВК). Необходимость размещения очистных сооружений обосновывается в градостроительной документации.


1 Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.12.2010 № 485 (в ред. от 13.04.2018); далее — ТКП 45-3.03-227-2010 (02250). Не распространяется на проектирование автомобильных дорог общего пользования вне территорий населенных пунктов, внутриплощадочных дорог промышленных, складских, сельскохозяйственных предприятий и временных дорог.

2 Далее — ВК.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (99), сентябрь 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.