№ 9, сентябрь 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Разбираем автотехнику: что делать с образующимися отходами

Рубрика «Обращение с отходами»

Г.Н. Ерилин, эколог, ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

Неисправные запасные части от разбираемых автомобилей могут быть причислены к различным отходам в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь1.

Важно
Следует отметить, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 «Об утилизации транспортных средств» утверждены Положение о порядке и условиях принятия обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами (далее — Положение № 437), перечень документов, подтверждающих освобождение от утилизационного сбора2, перечень видов и категорий транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора3.
Согласно п. 3 Положения № 437 организации-производители признаются принявшими обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, при условии их включения в реестр организаций, производящих (изготавливающих) транспортные средства, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств.
Таким образом, для автопроизводителей утилизация автомобилей становится актуальной и позволяет сэкономить средства за счет освобождения от утилизационного сбора.


ДВИГАТЕЛЬ: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — ИЗ ЧУГУНА

Основная часть двигателя выполняется из чугуна. Наиболее подходящий код для данного отхода — 3511102 «Лом чугунный несортированный» (неопасные). Нет трудностей и с поиском переработчика — данный отход принимает любая металлобаза ОАО «Белвторчермет». Для изготовления автомобильных двигателей используют не только черные металлы, но и цветные, в основном алюминий. Из него состоят головка блока цилиндров и поршни. Наиболее подходящий код — 3530405 «Лом алюминия несортированный» (неопасные). Трудностей со сдачей на переработку также не возникает — лом цветных металлов принимает ОАО «Белцветмет».

Внутри картера двигателя содержится автомобильное масло. Оно принимается многочисленными переработчиками под кодом 5410202 «Масла моторные отработанные» (3-й класс опасности).

Отдельно классифицируются фильтры — например, 1870900 «Бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами» (3-й класс опасности). Из­-за отсутствия зарегистрированных объектов по использованию либо обезвреживанию данный вид отхода направляется на захоронение.


1 Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (в ред. от 07.03.2012).

2 Приложение 1 к Постановлению № 437.

3 Приложение 2 к Постановлению № 437.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (99), сентябрь 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.