№ 1, январь 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Должностные инструкции специалистов службы охраны окружающей среды

Рубрика «Локальные документы»

И.С. Воронько, эколог

КОГДА НУЖНО СОЗДАВАТЬ СЛУЖБУ ООС?


Если юридическое лицо осуществляет хозяйственную и иную деятельность, относящуюся к экологически опасной, в организации создается служба ООС. Структура службы ООС и ее численность устанавливаются юридическим лицом в зависимости от численности работников и видов деятельности. При этом бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии из бюджета, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, относящуюся к экологически опасной, создают службу ООС в пределах установленной численности работников (ст. 95.1 Закона об ООС).


 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности»[1].

 

Если деятельность организации не относится к экологически опасной, обязанности по координации экологической деятельности возлагаются на штатного специалиста. Эти обязанности может выполнять в порядке совмещения лицо, имеющее соответствующую подготовку, либо один из руководителей организации (подп. 1.11 п. 1 Нормативов численности специалистов по охране труда на предприятиях[2]).

Служба ООС, специалист по ООС, иной работник, на которого возложены обязанности по ООС и осуществлению производственных наблюдений в области ООС, рационального использования природных ресурсов, подчиняются непосредственно руководителю юридического лица (ч. 3 ст. 95.1 Закона об ООС).

 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, НА КОТОРОМ СОЗДАНА СЛУЖБА ООС


При определении функций и задач службы ООС, а также при составлении должностных инструкций специалистов, которые будут входить в ее состав, необходимо руководствоваться Типовым положением о службе охраны окружающей среды[3] (далее — Типовое положение).

Согласно п. 6 Типового положения основными задачами службы ООС являются:

  • организация работы по ООС в организации;
  • осуществление производственных наблюдений в области ООС, рационального использования природных ресурсов в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной в порядке, установленном Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов[4].


В рамках возложенных на нее обязанностей служба ООС:

  • осуществляет производственные наблюдения в области ООС, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведение измерений в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами в области ООС;
  • принимает участие в координации деятельности структурных подразделений по соблюдению требований законодательства об ООС и рациональном использовании природных ресурсов;
  • участвует в работе юридического лица по просвещению в области ООС, в т.ч. информированию граждан о законодательстве об ООС;
  • осуществляет консультирование, подготовку ответов на запросы организаций, рассмотрение в установленном законодательством порядке писем, обращений граждан по вопросам ООС;
  • организует обучение, участвует в аттестации работников, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду;
  • вносит предложения либо участвует в подготовке предложений по вопросам:
    – совершенствования системы ООС и природопользования в организации, по разработке мероприятий, локальных правовых актов в области ООС, рационального использования природных ресурсов;
    – внедрения экологически безопасных технологий, технологических процессов, модернизации производственного оборудования;
  • оказывает организационную и методическую помощь структурным подразделениям по вопросам ООС, в т.ч. обеспечивает их необходимыми правовыми актами в области ООС, в т.ч. локальными правовыми актами, а также наглядными пособиями в области ООС, рационального использования природных ресурсов.
 

[1] В ред. от 08.02.2016.

[2] Утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94.

[3] Утверждено постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.05.2016 № 15; в ред. от 24.10.2019.

[4] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52; в ред. от 24.10.2019.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 1 (103), январь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.