Закон является единым нормативным правовым актом, который обеспечивает на законодательном уровне комплексное регулирование многообразных общественных отношений в области охраны и рационального (устойчивого) использования торфяников, закрепляет принципы и нормы правового регулирования в указанной сфере, права и обязанности граждан и юридических лиц, компетенцию государственных органов и т.д.
До принятия Закона регулирование отношений, связанных с охраной и использованием торфяников, носило фрагментарный характер и не отвечало принципам системности и комплексности правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
К СЛОВУ
Вопросы сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников приобретают в нашей стране важное экологическое и социально-экономическое значение. Площадь торфяников составляет 11 % площади республики — около 2 390 000 га, ненарушенных — лишь 4 %
[1].
К предмету правового регулирования Закона относятся общественные отношения, возникающие в связи с охраной и использованием торфяников. В нем заложены правовые основы охраны и рационального (устойчивого) использования торфяников в целях сохранения их средообразующих, водоохранных и иных функций, удовлетворения экономических и иных потребностей нынешнего и будущих поколений в этих ресурсах и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Закон состоит из 45 статей, разделенных на 8 глав:
- глава 1 «Общие положения»;
- глава 2 «Управление, научное обеспечение в области охраны и использования торфяников»;
- глава 3 «Участие граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в управлении торфяниками, предоставление и распространение экологической информации в области охраны и использования торфяников»;
- глава 4 «Типы болот, категории торфяников. распределение торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности»;
- глава 5 «Требования в области охраны и использования торфяников. экологическая реабилитация торфяников»;
- глава 6 «Комплексный мониторинг, учет, инвентаризация торфяников»;
- глава 7 «Контроль в области охраны и использования торфяников. Разрешение споров в области охраны и использования торфяников. ответственность за нарушение законодательства в области охраны и использования торфяников»;
- глава 8 «Заключительные положения».
В Законе приводятся определения основных используемых в нем терминов.
СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Закона:
•торфяник (болото, торфяное месторождение, осушенные земли с торфяными почвами) — природный (природно-антропогенный) комплекс, находящийся в естественном или осушенном состоянии, обязательным компонентом которого является образовавшийся в нем в процессе торфообразования слой (слои) торфа;
•болото — природный комплекс, характеризующийся постоянным переувлажнением земель и произрастающей болотной растительностью, при отмирании которой происходят процессы торфообразования и торфонакопления;
•торфяное месторождение — геологическое образование, состоящее из напластований торфа, которое по запасам торфа и его качеству пригодно для промышленного и (или) иного хозяйственного использования;
•осушенные земли с торфяными почвами — земли, на которых проведено осушение, имеющие в почвенном профиле один или несколько слоев торфа.
В Законе предусмотрено соотношение законодательства в области охраны и использования торфяников и законодательства в иных областях. Например, отношения в области охраны и использования земельных ресурсов, ресурсов недр, лесных, водных ресурсов, ресурсов животного и растительного мира, находящихся в границах торфяников, регулируются законодательством об охране и использовании земель, об охране и использовании недр, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании вод, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира, если законодательством в области охраны и использования торфяников не предусмотрено иное.
В Законе также определены основные принципы охраны и использования торфяников, которые учитывают международные обязательства Республики Беларусь и подходы, заложенные в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь[2], в т.ч. сохранение естественных болот, рациональное (устойчивое) использование ресурсов торфяников, снижение вредного воздействия на торфяники на основе применения наилучших доступных технических методов, обеспечивающих соблюдение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов и др.
Законом также установлены объекты (болота, болотные экологические системы, торфяные месторождения (их участки), осушенные земли с торфяными почвами, ресурсы торфяников, права пользования ресурсами торфяников) и субъекты отношений в области охраны и использования торфяников.
В соответствии с Законом ресурсы торфяников включают в себя расположенные в их границах земельные ресурсы, ресурсы недр, лесные ресурсы, водные ресурсы, ресурсы животного мира и ресурсы растительного мира.
В Законе определены права и обязанности:
- землепользователей и пользователей водных объектов, земельные участки и (или) водные объекты которых расположены в границах торфяников;
- граждан при посещении торфяников и осуществлении ими права общего пользования ресурсами торфяников;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими права специального пользования ресурсами торфяников.
Кроме того, в Законе закреплены полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области охраны и использования торфяников.
В Законе также отражены вопросы разработки стратегий, схем, государственных программ и региональных комплексов мероприятий в области охраны и использования торфяников.
К СЛОВУ
В соответствии с существующей практикой мероприятия государственных программ в области охраны и использования торфяников будут включаться в государственные программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов»
[3].
Стратегия сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников и схема распределения торфяников по направлениям использования на период до 2030 года утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2015 № 1111, а также будут разрабатываться на последующие периоды в соответствии с положениями Закона.
Также Закон определяет:
- направления использования торфяников в хозяйственной и иной деятельности (см. схему);
- режимы охраны и использования естественных болот и их гидрологических буферных зон;
- порядок установления границ торфяников и гидрологических буферных зон естественных болот;
- требования по охране и использованию торфяников:
– при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, реализация которой связана с пользованием ресурсами торфяников и (или) воздействием на них;
– при добыче торфа и других полезных ископаемых;
– при ведении сельского хозяйства;
– при ведении лесного хозяйства;
– при плантационном выращивании растений;
– при рубках, удалении деревьев и кустарников, кошении болотной растительности в целях сохранения естественных болот и (или) получения растительной биомассы;
- вопросы экологической реабилитации торфяников;
- порядок учета и инвентаризации торфяников и др.
ВАЖНО
В Законе не предусматривается установление дополнительных платежей за пользование ресурсами торфяников. Пользование этими ресурсами будет осуществляться в порядке, установленном законодательными актами, которые регулируют вопросы пользования отдельными видами природных ресурсов, с учетом особенностей, которые предусматриваются Законом.
Закон создает правовые основы для сохранения средообразующих, водоохранных и иных функций естественных болотных экологических систем, рационального (устойчивого) использования ресурсов торфяников в хозяйственной и иной деятельности, а также устраняет пробелы в законодательном регулировании отношений, связанных с охраной и использованием торфяников, систематизирует нормативные предписания, что обеспечит системность и комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
РЕЗЮМЕ
Принятие Закона будет способствовать наиболее полной реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и общее природопользование, а также выполнению Республикой Беларусь обязательств, предусмотренных международными договорами.
[2] Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575 (в ред. от 24.01.2014).
[3] Подробнее об изменениях, внесенных в Государственную программу «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016–2020 годы, см.: Михайлов А.А. Внесены изменения в Государственную программу по охране окружающей среды // Экология на предприятии. 2020. № 1. С. 20–23 (примеч. ред.).
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 1 (103), январь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.