№ 2, февраль 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Коммунальные отходы: что нового?

Рубрика «Актуальный комментарий»

ИЗМЕНИЛОСЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ»


Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “Об обращении с отходами”» (далее — Закон № 186-З) с 09.12.2019 было изменено определение термина «коммунальные отходы», приведенное в Законе Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон об отходах):
 

 

Отметим, что согласно ст. 1 Закона об отходах[1]:

  • отходы потребления — отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования;
  • отходы производства — отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.


УТВЕРЖДЕН НОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОТХОДОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОММУНАЛЬНЫМ ОТХОДАМ


В соответствии c постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 31 «Об установлении перечня отходов, относящихся к коммунальным отходам»[2] (далее — Постановление № 31):

  • утратило силу постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.11.2001 № 21, которым был утвержден перечень коммунальных отходов (далее — Перечень 2001);
  • установлен перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам (далее — Перечень 2020).

Главное отличие Перечня 2020 от Перечня 2001 — критериями отнесения отходов к коммунальным являются не только их происхождение (источник образования), но и конкретные наименования и коды отходов в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь»[3] (далее — ОКРБ 021-2019). Обратите внимание, что все отходы потребления отнесены к коммунальным (см. таблицу).
 


В СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ВКЛЮЧЕНЫ ОТХОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ И САДОВОДЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ


В статье, опубликованной в январском номере журнала[4], мы уже писали о том, что в соответствии с Законом № 186-З с 09.12.2019 из текста Закона об отходах было исключено упоминание потребительских кооперативов и садоводческих товариществ (они упоминаются только в определении термина «отходы потребления»).

Кроме того, согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39 «Об обращении с отходами»[5]:

  • утратила силу Инструкция о порядке разработки и утверждения схем обращения с отходами, образующимися в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также[6] на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения[7];
  • утверждена новая Инструкция о порядке разработки и утверждения схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Также в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами»[8]:

  • утратило силу Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также[9] на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения[10];
  • утверждено новое Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Статьей 3 Закона № 186-З местным исполнительным и распорядительным органам было поручено обеспечить приведение схем обращения с коммунальными отходами в части включения в них порядка обращения с отходами, образующимися в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, в соответствие с данным Законом.

Так, постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 33 «Об изменении постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 7 декабря 2018 г. № 9»[11] были внесены соответствующие изменения в Инструкцию о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами[12] (далее — Инструкция о разработке схем обращения с коммунальными отходами):
 


УТВЕРЖДЕНА КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТОВ ПО СОРТИРОВКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2019 № 715 была утверждена Концепция создания объектов по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов и полигонов для их захоронения[13] (далее — Концепция).

Концепцией определяется перспектива:

  • создания объектов по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), полигонов для захоронения ТКО и иной необходимой инфраструктуры;
  • закрытия выводимых из эксплуатации полигонов и мини-полигонов для захоронения ТКО и рекультивации земельных участков, на которых были эти полигоны.

 

Создание объектов по сортировке и использованию ТКО, полигонов для захоронения ТКО


Целью реализации Концепции является создание сети объектов, обеспечивающих экологически безопасное и экономически эффективное обращение с ТКО с учетом использования не менее 50 % объема их образования к 2035 г.


Предлагается создать 30 полигонов для захоронения ТКО, 8 станций перегрузки ТКО и 27 объектов по сортировке и использованию ТКО (кроме существующих современных производств по сортировке ТКО в городах Бресте и Гродно, а также начатого строительства мусоросортировочного завода в г. Витебске). Причем размещение объектов по сортировке и использованию ТКО должно быть увязано с размещением полигонов для захоронения ТКО. Дополнительно в г. Минске планируется строительство объекта по энергетическому использованию ТКО.


Создание объектов по обращению с ТКО будет осуществляться на основе:

  • перехода системы управления ТКО с районного на региональный уровень с созданием крупных межрайонных объектов;
  • размещения объектов в районе самого крупного населенного пункта в регионе;
  • создания специализированной организации, основным видом деятельности которой будет являться обращение с ТКО и вторичными материальными ресурсами (далее — ВМР).

Создание объектов по обращению с ТКО позволит:

  • использовать до 25–35 % объема образования ТКО за счет извлечения ВМР путем сортировки ТКО, развития системы раздельного сбора ТКО и внедрения депозитной (залоговой) системы обращения потребительской упаковки;
  • использовать до 30 % объема образования ТКО в сырьевых зонах цементных заводов посредством производства RDF-топлива для цементной промышленности;
  • использовать до 500–600 тыс. т ТКО в год в г. Минске за счет создания объекта по энергетическому использованию ТКО;
  • направлять на объекты захоронения отходов только оставшуюся неиспользуемую часть ТКО.

 

Закрытие полигонов и мини-полигонов для захоронения ТКО и рекультивация земельных участков, на которых были эти полигоны


Закрытие существующих полигонов для захоронения ТКО будет производиться поэтапно в увязке с вводом в эксплуатацию новых полигонов.


Вывести из эксплуатации все мини-полигоны для захоронения ТКО необходимо до 31 декабря 2021 г.


Существующие полигоны для захоронения ТКО могут находиться в эксплуатации до исчерпания своей проектной мощности при условии соблюдения требований в области охраны окружающей среды при их строительстве и эксплуатации и экономическом обосновании.


Все земельные участки, на которых расположены выведенные из эксплуатации полигоны и мини-полигоны для захоронения ТКО, подлежат рекультивации в соответствии с действующими нормативными правовыми актами не позднее конца 2023 г.

 

УТРАТИЛИ СИЛУ РЯД НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ


В связи с утверждением Концепции в январе утратили силу в том числе следующие нормативные правовые акты в области обращения с коммунальными отходами:

  • постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.12.2004 № 38/37 «О требованиях в области охраны окружающей среды при размещении и эксплуатации объектов, осуществляющих сортировку и переработку коммунальных отходов»[14];
  • постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.07.2003 № 26 «Об утверждении Инструкции по организации раздельного сбора (сбора), хранения и перевозки коммунальных отходов»[15];
  • постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.06.2003 № 18/27 «Об утверждении Правил определения нормативов образования коммунальных отходов»[16].
 

[1] В ред. от 10.05.2019.

[2] Вступило в силу 19.10.2020.

[3] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

Подробнее о данном документе см.: ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь»: что изменилось? // Экология на предприятии. 2019. № 12. С. 49–53.

[4] См. Разработка и согласование схем обращения с отходами // Экология на предприятии. 2020. № 1. С. 56–59.

[5] Вступило в силу 09.12.2019.

[6] Выделено редакцией.

[7] Была утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.09.2015 № 35.

[8] Вступило в силу 09.12.2019. Подробнее о данном постановлении см.: Изменения в законодательстве об обращении с отходами с 09.12.2019: раскладываем по полочкам // Экология на предприятии. 2019. № 12. С. 21–34.

[9] Выделено редакцией.

[10] Было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104.

[11] Вступило в силу 22.01.2020.

[12] Утверждена постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07.12.2018 № 9.

[13] Подробнее о данном документе см.: Лимож Н.И. Утверждена Концепция создания объектов по сортировке и использованию ТКО // Экология на предприятии. 2019. № 11. С. 28–33.

[14] См. постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 44/30 (вступило в силу 02.01.2020).

[15] См. постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 32 (вступило в силу 19.01.2020).

[16] См. постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.12.2019 № 34/45 (вступило в силу 19.01.2020).

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 2 (104), февраль 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.