№ 3, март 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

1 апреля 2020 г. вводится в действие новый ЭкоНиП 17.01.06-002-2019 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экономическая оценка внедрения природоохранных мероприятий»

Рубрика «Актуальный комментарий»

Н.А. Дубинский, кандидат технических наук, доцент учреждения образования «Витебский государственный технологический университет»

ЭкоНиП устанавливает правила расчета показателей экономической эффективности природоохранных мероприятий и применяется при планировании природоохранных мероприятий.
 

СЛОВАРЬ

Согласно п. 3 ЭкоНиП:

•природоохранные мероприятия — мероприятия, направленные на существенное улучшение состояния окружающей природной среды или на создание условий для ее улучшения;

экономическая эффективность природоохранного мероприятия — рациональное использование активов и времени на реализацию природоохранного мероприятия, при котором соотношение результатов природоохранного мероприятия и затрат на его осуществление удовлетворяет принятому субъектом оценки критерию.

 

Экономическая оценка может выполняться для:

  • природоохранного мероприятия, являющегося частью инвестиционного проекта;
  • природоохранного мероприятия, являющегося самостоятельным инвестиционным проектом.
     
СЛОВАРЬ

Инвестиционный проект
— совокупность документов и иных материалов, определяющих целесообразность, условия и способы вложения инвестиций в основной капитал, включая нематериальные активы, и в прирост чистого оборотного капитала, объемы и источники их финансирования, а также мероприятия по достижению целей, непосредственно связанных с осуществлением данных инвестиций (п. 2 Положения о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов[1]).

 

Рассмотрим положения ЭкоНиП подробнее.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Для обоснования выбора варианта внедрения природоохранного мероприятия экономическая оценка должна выполняться:

  • при возможности проведения стоимостной оценки результатов внедрения природоохранного мероприятия — по результатам экономической оценки на основе анализа выгод и затрат;
  • при невозможности проведения стоимостной оценки результатов природоохранного мероприятия или при необходимости достижения конкретных целевых показателей природоохранного мероприятия, превышение которых невозможно или не имеет практического значения, — по результатам экономической оценки на основе критерия минимизации затрат.

При этом оценку эффективности природоохранных мероприятий следует выполнять с учетом альтернативных вариантов природоохранных мероприятий, в состав которых в обязательном порядке должны быть включены природоохранные мероприятия с использованием наилучших доступных технических методов (далее — НДТМ).
 

К СЛОВУ

Сбор, накопление и распространение информации о НДТМ осуществляется РУП «Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в соответствии с Инструкцией о порядке сбора, накопления и распространения информации о наилучших доступных технических методах[2].

 

Экономическая оценка природоохранного мероприятия должна проводиться исходя из интересов:

  • субъекта хозяйствования, реализующего инвестиционный проект;
  • общества[3].
СЛОВАРЬ

Субъект хозяйствования, реализующий инвестиционный проект
— юридическое лицо или физическое лицо, инициирующее и (или) реализующее инвестиционный проект (п. 3 ЭкоНиП).

 

Результаты оценки экономической эффективности внедрения природоохранных мероприятий должны содержать:

  • информацию о видах и величине вредного воздействия на окружающую среду с расчетом вреда, причиненного окружающей среде, в объеме, достаточном для выполнения экономической оценки внедрения природоохранного мероприятия по формам таблиц, приведенных в приложении 1 к ЭкоНиП, по годам реализации инвестиционного проекта и по вариантам:

– без внедрения природоохранных мероприятий;

– с внедрением предусмотренных инвестиционным проектом природоохранных мероприятий;

– с внедрением природоохранных мероприятий с использованием НДТМ (если мероприятия с использованием НДТМ не предусмотрены инвестиционным проектом);

  • информацию о совокупных затратах для всех рассмотренных альтернативных вариантов внедрения природоохранного мероприятия, детализированную по видам затрат и по годам реализации;
  • расчеты экономической оценки всех рассмотренных вариантов внедрения природоохранного мероприятия, обосновывающие выбор природоохранного мероприятия, выполненные в соответствии с ЭкоНиП.

По результатам экономической оценки внедрения природоохранных мероприятий делается вывод об экономической эффективности природоохранного мероприятия.

 

[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2014 № 506 (в ред. от 26.10.2018).

[2] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.06.2009 № 38 (в ред. от 08.12.2014).

[3] В этом случае не учитываются затраты, являющиеся трансфертами между участниками национальной экономики, характеризующиеся перераспределением национального дохода без изменения его величины (налог на прибыль, финансовые издержки по кредитам, субсидии, дотации и иные меры экономического стимулирования охраны окружающей среды).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (105), март 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.