№ 3, март 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Аутсорсинг в области охраны окружающей среды: быть или не быть?

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

Д.Л. Дубовец, инженер по охране окружающей среды ОАО «УКХ «Минский моторный завод»

Ведение учетной документации, разработка инструкций, планов, графиков и мероприятий, получение разрешений на специальное водопользование, хранение и захоронение отходов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проведение инвентаризаций — все это лишь малая часть требований законодательства в области охраны окружающей среды, которые должны выполнять юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность.

У субъектов хозяйствования есть несколько способов решения задач, связанных с обеспечением исполнения требований природоохранного законодательства:

  • прием на работу сотрудника со знаниями, квалификацией и опытом, позволяющими решать поставленные задачи;
     
  • возложение ответственности за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на штатного сотрудника, имеющего иные функции и приоритеты;
     
  • передача обязанностей специализированной организации (аутсорсинг).

Разберем каждый из этих способов в отдельности.
 

ПРИЕМ НА РАБОТУ НОВОГО СОТРУДНИКА
 

Перед принятием решения о приеме на работу нового сотрудника наниматель должен учесть все стороны вопроса. В первую очередь, следует понимать, что в данной ситуации необходимо будет затратить не только деньги, но и время на рекламу вакансии, сбор и обработку присланных резюме, интервью с кандидатами.

Поскольку белорусская система учета и отчетности требует большой бумажной работы, потребуется организовать место для хранения всей разрабатываемой документации. Не будем забывать и о необходимости организовать рабочее место для нового сотрудника, что в ряде случаев связано с затратами на аренду помещения, покупку мебели, оборудования, программного обеспечения, приобретение нормативно-правовой документации. Естественно, труд нового работника должен оплачиваться.

Также необходимо решить вопрос, кто будет выполнять работу, возлагаемую на специалиста по охране окружающей среды, во время его отпуска или больничного, и оценить, сколько оплачиваемого времени компании уйдет на обучение нового сотрудника, изучение им нормативно-правовой документации и структуры предприятия.

Кроме того, следует учитывать, что после того как работа по поиску нового сотрудника закончена, характер исполнения трудовых обязанностей полностью устраивает руководителя, а знания и опыт работника растут вместе с ростом компании (организации), в определенный момент работник может уйти на новое место работы в другую компанию. По многим причинам работодателю может понадобиться найти замену сотруднику, что потребует повторения процедуры поиска специалиста.
 

ВОЗЛОЖЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ШТАТНОГО СОТРУДНИКА
 

В мире бизнеса каждый предприниматель стремится возложить на своих сотрудников такое количество трудовых обязанностей, чтобы можно было получить максимальную отдачу от денежных средств, выплачиваемых этим сотрудникам в виде заработной платы.

Как показывает практика, во избежание дополнительных затрат, связанных с необходимостью выплаты заработной платы новым сотрудникам, новые обязанности распределяются нанимателем среди действующих (штатных) работников организации путем внесения изменений в их должностные инструкции или принятия локальных документов, расширяющих сферу трудовых обязательств работников. В то же время увеличение вознаграждения штатным сотрудникам организации за расширение должностных обязанностей лежит на совести нанимателя[1].

Следует иметь в виду, что возложение обязанностей по исполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды на действующих работников, выполняющих иные функции и не имеющих необходимых знаний, чревато возможными финансовыми последствиями для нанимателя.

Во-первых, данные последствия могут наступить в связи с неправильной интерпретацией работником отдельных положений природоохранного законодательства.

Во-вторых, из-за большого количества нормативных правовых актов и стремительно меняющегося законодательства в области охраны окружающей среды[2] некоторые из нормативных документов могут быть не приняты во внимание работником, более того работник может о них вообще не знать.

В-третьих, возложение дополнительных обязанностей на действующего сотрудника сверх нормы может привести к увеличению психологической напряженности и последующему профессиональному выгоранию сотрудника, что в свою очередь может подтолкнуть его к принятию решения о поиске нового места работы. В этом случае нанимателю неизбежно придется искать нового сотрудника и проводить его обучение, что потребует немало времени и денежных средств. Причем работодатель не застрахован от повторения уже произошедшей ситуации. Таким образом, результатом возложения обязанностей по выполнению природоохранных требований на штатного сотрудника может стать текучка кадров.
 

ПЕРЕДАЧА ОБЯЗАННОСТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 

Лучшим вариантом решения возникающих проблем, который позволит сэкономить время и деньги, может стать аутсорсинг.
 

СЛОВАРЬ

Аутсорсинг (Outsoursing)
— поиск ресурсов во внешней среде организации. Организационное решение о передаче на договорной основе непрофильных функций (процессов, направлений деятельности) сторонним организациям, которые обладают соответствующими техническими и (или) управленческими знаниями и средствами в какой-либо области[3].


Иными словами, аутсорсинг — это использование чужих ресурсов. Поставщиком услуг аутсорсинга (аутсорсером) являются специализированная организация или индивидуальный предприниматель.

Сотрудничество с аутсорсером позволяет коммерческой организации сосредоточиться на том, что она делает лучше всего, — управлении операциями, которые жизненно важны для ее успеха.

Нанимаемый у аутсорсера персонал может как осуществлять поддержку работников организации, так и выполнять поставленные задачи вместо них, тем самым позволяя организации избежать возможных нерациональных издержек, которые связаны с возмещением вреда, причиненного окружающей среде от неисполнения требований природоохранного законодательства.
 

Виды работ по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, передаваемые на аутсорсинг


От опыта и способностей специалистов аутсорсинговой компании зависит, какой объем вопросов они могут решать и сколько специалистов будет закреплено за конкретной организацией (заказчиком услуг).

Основными видами работ, которые передаются на экоаутсорсинг, являются:

  • ведение учетной документации в области охраны окружающей среды;
     
  • составление государственной статистической и ведомственной отчетности, представление ее по месту требования;
     
  • отбор проб и проведение измерений атмосферного воздуха, газовоздушных выбросов, почвы, сточных вод;
     
  • проведение инвентаризации объектов растительного мира, отходов производства, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
     
  • получение в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на специальное водопользование, разрешения на хранение и захоронение отходов или комплексного природоохранного разрешения (внесение в них изменений);
     
  • разработка программного обеспечения по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;
     
  • разработка инструкций, графиков, мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования;
     
  • контроль за соблюдением в организации требований законодательства в области охраны окружающей среды, предоставление рекомендаций по устранению выявленных нарушений;
     
  • сопровождение проверок, осуществляемых территориальными органами Минприроды.
     

Кому может пригодиться аутсорсинг


В настоящее время наиболее распространенным является частичный аутсорсинг, направленный на выполнение специфических работ, для которых необходимы специальные знания и опыт, а в случаях, установленных законодательством, — и специальные разрешения.
 

Например, к таким видам работ относятся проведение измерений в области охраны окружающей среды (данную работу может выполнять только аккредитованная лаборатория, у которой имеются средства измерений, прошедшие поверку и калибровку и допущенные к применению в сфере законодательной метрологии), инвентаризация объектов растительного мира (для отнесения объектов растительного мира к тому или иному виду необходимы знания в области ботаники).


Вне зависимости от объема выполняемых работ полный или частичный аутсорсинг может быть полезен юридическим лицам всех форм собственности (в т.ч. тем, для которых создание службы по охране окружающей среды является обязательным требованием), а также индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, и заинтересованы в выполнении природоохранных требований, своевременном представлении отчетности и успешном прохождении проверок.


С чего начинается аутсорсинг


Начальный этап частичного аутсорсинга связан с выполнением только тех подготовительных работ, которые необходимо провести для решения поставленной задачи.

В случае принятия решения о полной передаче работ по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды на аутсорсинг начальным этапом должно стать проведение аудита в организации с применением такого инструмента стратегического планирования, как анализ пробелов. Данная процедура необходима для обозначения требований, которые должны выполняться в организации, и выявления документации, которая должна быть разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Следующая стадия сотрудничества — назначение и закрепление отдельных работников аутсорсинговой компании за заказчиком услуг. Данные лица в последующем получают необходимую информацию ограниченного пользования о деятельности заказчика и несут ответственность за полноту и своевременность выполняемых работ.


Юридическая сторона аутсорсинга


Действующим законодательством Республики Беларусь не урегулирована возможность передачи определенных функций организации на аутсорсинг. Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК) данный вид деятельности (аутсорсинг) рассматривается как «возмездное оказание услуг».
 

СПРАВКА

Согласно ст. 733 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.


Преимущества аутсорсинга


1. Аутсорсинг является более дешевым способом решения возникающих вопросов, касающихся исполнения требований природоохранного законодательства, в сравнении с наймом нового работника (экономия на заработной плате, налоговых и страховых взносах, больничных и отпускных, оформлении работника).

2. Отказ от найма работника позволяет избежать необходимости соблюдения требований трудового законодательства.

3. Аутсорсинг позволяет получить услуги высокого качества.

4. В случае выявления контролирующими органами нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, входящих в сферу ответственности аутсорсера, заказчик может потребовать от аутсорсера возмещение понесенного ущерба в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства.

5. Оплата услуг аутсорсинговой организации осуществляется на основании заключенного договора (могут быть предусмотрены отсрочка платежа, разделение платежа по частям, бартер, коммерческая триангуляция).


Недостатки аутсорсинга
 

1. Поскольку специалисты аутсорсинговой компании не имеют постоянной привязки к территории нахождения нанимателя услуг, не всегда есть возможность оперативно согласовать некоторые рабочие моменты, связанные с необходимостью передачи документов, обсуждения принципиально важных для выполнения отдельных видов работ вопросов.

2. Взаимодействуя с заказчиком услуг лишь частично, специалисты аутсорсера могут недостаточно глубоко знать специфику работы заказчика.

3. Отдавая на аутсорсинг какую-либо часть работ, организация рискует вывести за свои пределы ценную информацию, которая может повлиять на благополучие компании.
 

Например, при передаче на аутсорсинг работ по выполнению требований природоохранного законодательства в поле зрения посторонней организации могут попасть технологические процессы производства продукции, бухгалтерская и финансовая документация.


Проверка аутсорсинговой компании


Прежде чем отдавать на аутсорсинг некоторые функции, заказчику услуг необходимо проверить факт существования аутсорсера и легальность его деятельности. Иными словами, правовой статус аутсорсера не должен вызывать сомнений не только у организации-заказчика, но и в дальнейшем у контролирующих органов.

В таблице приведены некоторые интернет-ресурсы, используя которые организации могут проверить своих потенциальных аутсорсеров.

РЕЗЮМЕ

В отличие от заимствованных слов «бизнес», «бренд», «дилер» и «менеджер», которые уже давно укоренились в словарях русского языка, термин «аутсорсинг» является новинкой, а для его широкого распространения должно пройти определенное время. Несмотря на ограниченность в применении самого термина, данный вид услуг является весьма распространенным способом решения вопросов в области охраны окружающей среды. Прежде чем обратиться к услугам аутсорсинговых компаний, руководителю организации следует взвесить все за и против и решить, какой из вариантов предпочтительнее: наем нового сотрудника, возложение новых обязанностей на штатного сотрудника или аутсорсинговые услуги.

 


[1] Действующее трудовое законодательство Республики Беларусь не содержит требований об увеличении заработной платы при расширении перечня трудовых обязанностей. Решение о продолжении трудовых отношений в подобной ситуации принимает сам работник.

[2] Чего только стоит одно постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами».

[3] См. приложение 4 к Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года (принята Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 18.10.2011).

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 3 (105), март 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.