№ 3, март 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Удаляем пораженные грибком объекты растительного мира

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Г.Н. Ерилин, эколог, ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

1. Согласно ст. 37 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»[1] (далее — Закон о растительном мире) удаление, пересадка объектов растительного мира (далее — ОРМ) могут осуществляться на основании:

  • утвержденной в установленном законодательством Республики Беларусь порядке проектной документации;
  • разрешения местного исполнительного и распорядительного органа;
  • решения государственного органа об изменении или снятии установленных в соответствии с Законом о растительном мире и иными законодательными актами Республики Беларусь ограничений или запретов;
  • утвержденных в установленном порядке мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • заключения о признании дерева опасным;
  • акта о наличии места произрастания деревьев, кустарников, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию;
  • предварительного уведомления местного исполнительного и распорядительного органа о планируемых удалении, пересадке ОРМ;
  • на иных основаниях, предусмотренных Законом о растительном мире и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 373 Закона о растительном мире удаление засохших деревьев и кустарников проводится на основании разрешения. Данным Законом не предусмотрены случаи освобождения от компенсационных мероприятий на основании заключения карантинной службы (инспекции по семеноводству, карантину и защите растений) или центра гигиены и эпидемиологии.
 

Вероятно, вывод о возможности бесплатного удаления ОРМ (без проведения компенсационных мероприятий) был сделан на основании утратившей силу редакции ст. 371 Закона о растительном мире, хотя и в ней шла речь только о деревьях, препятствующих инсоляции и освещенности зданий, сооружений и иных объектов (такая норма, но без необходимости получения заключения центра гигиены и эпидемиологии, содержится в настоящее время в ст. 38 Закона о растительном мире). Поражение ОРМ грибком не является основанием для освобождения от компенсационных мероприятий в случае удаления таких ОРМ.
 

2. Утилизация (использование) удаленных ОРМ проводится в соответствии с законодательством об обращении с отходами.

Количество образующихся при удалении деревьев отходов определяется с учетом приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.05.2011 № 200-ОД «Об утверждении показателей нормативов образования отходов производства некоторых технологических процессов» (далее — Приказ № 200-ОД). При этом данный документ является рекомендательным, т.к. согласно ст. 33 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[2] (далее — Закон об отходах) нормативы образования отходов производства разрабатываются и утверждаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов. Древесные отходы в подавляющем большинстве являются вторичными материальными ресурсами, поэтому нормированию не подлежат.

 

СЛОВАРЬ

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах:

вторичные материальные ресурсы — отходы, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь;

использование отходов — применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.
 

[1] В ред. от 18.12.2018.

[2] В ред. от 10.05.2019.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (105), март 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.