Нарушение предприятиями нормативных предписаний в области окружающей среды влечет за собой довольно серьезную ответственность как для физических лиц, совершивших эти нарушения, так и для юридических лиц в целом. Так, виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Кроме того, с субъекта хозяйствования может быть взыскан вред, причиненный окружающей среде, в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1] (далее — Закон об ООС) (ст. 101–1014);
- Указ Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[2] (далее — Указ № 348);
- Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде[3] (далее — Положение о возмещении вреда).
Несоблюдение природоохранных требований может быть выявлено как контролирующими органами в ходе проведения проверок или мониторинга, в рамках внутрихозяйственного контроля (аудита), осуществляемого службами самого предприятия или вышестоящим органом, либо аудиторами, проводящими аудит в соответствии с заключенными договорами.
Естественно, при выявлении указанной категории нарушений перед учредителями и руководством всегда возникает вопрос, кто же виновен в произошедшем. Именно поэтому важно разграничить ответственность между должностными лицами путем издания соответствующих организационно-распорядительных документов (локальных правовых актов), закрепляющих выполнение тех или иных требований за конкретными работниками.
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Административная ответственность
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) административное правонарушение — это противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
В свою очередь:
- действие — это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта;
- бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Эти обязанности имеют юридический характер и направлены на предотвращение тех либо иных общественно вредных последствий.
Таким образом, ответственность за совершение административного правонарушения наступает не только в случае действия, но и в случае бездействия.
Например, из-за того, что в результате бездействия главного инженера предприятия в котельной не были своевременно заменены газоочистные сооружения, в атмосферный воздух от источника выбросов поступили загрязняющие вещества с превышением установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего главный инженер и организация были привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.48 КоАП.
Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования содержатся в гл. 15 КоАП.
Для привлечения лица к административной ответственности органами, ведущими административный процесс, должен быть установлен состав административного правонарушения, одним из обязательных элементов которого является субъективная сторона (наряду с объектом, субъектом и объективной стороной).
Субъективная сторона правонарушения — психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию или бездействию и его последствиям, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом и целью. В свою очередь, вина — это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности (ч. 1 ст. 3.1 КоАП).
Значительная часть административных правонарушений, предусмотренных гл. 15 КоАП, совершается умышленно.
[1] В ред. от 18.12.2019.
[2] В ред. от 21.03.2018.
[3] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 (в ред. от 12.09.2019).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (106), апрель 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.