№ 7, июль 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Как уйти от разработки ОВОС при проектировании объекта?

Рубрика «Проектировщику»

Е.В. Синица, главный специалист ОДО «ЭНЭКА»

Для начала отметим, что порядок проведения ОВОС, требования к составу отчета об ОВОС, а также требования к специалистам, осуществляющим проведение ОВОС, установлены Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду[1].
 

СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»[2] (далее — Закон № 399-З):

•оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

отчет об ОВОС — документ, содержащий сведения о ОВОС, а также об источниках и видах воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, о проектных решениях и мероприятиях по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.


ОВОС проводится для объектов, указанных в пп. 1 и 2 ст. 7 Закона № 399-З, однако в данном правиле есть исключения, которые будут рассмотрены далее в статье.


Согласно п. 5 ст. 19 Закона № 399-З не проводится ОВОС при реконструкции объектов, указанных в ст. 7 данного Закона, в случае, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение каждого из следующих условий:

  • не планируется увеличение суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на 5 % от первоначально утвержденной проектной документацией;
  • не планируется увеличение объемов сточных вод более чем на 5 % от первоначально утвержденных проектной документацией;
  • не планируется предоставление дополнительного земельного участка;
  • не планируется изменение назначения объекта.

Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее на следующем примере.
 

ПРИМЕР
Проектными решениями предусматривается замена водогрейного котла в котельной предприятия в связи с моральным и физическим износом оборудования. Предполагается, что проектируемый котел будет работать на газообразном топливе (природный газ), тогда как существующий котел работает на дровах. Вид деятельности предприятия, на территории которого расположена котельная, — прядильно-ткацкое производство.


Согласно п. 290 приложения 1 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду[3] (далее — ССЭТ), для рассматриваемого предприятия базовый размер санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) составляет 300 м.


Поскольку базовый размер СЗЗ рассматриваемого объекта составляет 300 м, на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 399-З в отношении данного объекта проводится ОВОС.


Кроме того, в соответствии с подп. 1.3 п. 1 ст. 5 Закона № 399-З реконструкция объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, является объектом государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
При определении необходимости разработки ОВОС на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 399-З для реконструируемого предприятия следует исходить из базового размера СЗЗ, который устанавливается согласно приложению 1 к ССЭТ. При этом для предприятия также может быть разработан проект СЗЗ с установлением сокращенного размера СЗЗ на основании расчетов (расчетного размера СЗЗ), согласованного территориальными органами Министерства здравоохранения (далее — Минздрав). Однако расчетный размер СЗЗ предприятия не является основанием для определения необходимости разработки ОВОС.

То же касается и подп. 1.2 п. 1 ст. 7 Закона № 399-З, согласно которому ОВОС проводится в отношении объектов промышленности (объектов, на которых планируется осуществление экономической деятельности в сфере материального производства, связанной с производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), материалов, топлива, энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также с производством товаров, оборудования, машин, механизмов, добычей полезных ископаемых), у которых базовый размер СЗЗ не установлен.

То есть если для промышленного объекта не установлен базовый размер СЗЗ в приложении 1 к ССЭТ и разработан проект СЗЗ с установлением расчетного размера СЗЗ, для такого объекта требуется разработка ОВОС.


Следовательно, если для рассматриваемого в примере предприятия разработан проект СЗЗ с сокращением базового размера СЗЗ до 100 м, который утвержден в территориальном органе Минздрава, базовый размер СЗЗ предприятия все равно будет равен 300 м, что является основанием для проведения ОВОС при реконструкции такого предприятия.


Теперь выясним, как определить, выполняются ли для рассматриваемого предприятия условия, предусмотренные п. 5 ст. 19 Закона № 399-З и позволяющие не проводить ОВОС.
 

Условие 1. Не планируется увеличение суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на 5 % от первоначально утвержденной проектной документацией


Для установления необходимости разработки ОВОС проводятся расчеты выбросов загрязняющих веществ от всех проектируемых источников выделения и выбросов. В рассматриваемом случае это сжигание газообразного топлива в проектируемом котле, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от которого будут осуществляться посредством дымовой трубы[4].


Полученные значения валовых выбросов всех загрязняющих веществ (т/год) суммируются. В примере происходит замена существующего котла, т.е. существующий источник выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух работать не будет и его нужно исключить из общей суммы валового выброса загрязняющих веществ от предприятия.


Таким образом, итоговое значение валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятия после замены котла будет получено путем вычитания из общего валового выброса предприятия валового выброса от демонтируемого котла и прибавления к полученному результату валового выброса от проектируемого котла.


Полученный результат сравнивается с валовым выбросом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух в целом от предприятия, установленного в ранее разработанной и согласованной проектной документации.
 

ВАЖНО
Сравнивать полученные данные о валовом выбросе загрязняющих веществ следует со сведениями, указанными в первоначально утвержденной проектной документации для предприятия, а не со сведениями, приведенными в иных документах, которые содержат информацию о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (например, в акте инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проекте СЗЗ). Следовательно в перечне исходных данных, запрашиваемых разработчиком проектной документации у предприятия, в данном случае должна быть первоначально утвержденная проектная документация.


В случае если проектными решениями по реконструкции предприятия не планируется увеличение суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на 5 % от первоначально утвержденной проектной документацией, проверяется соблюдение остальных условий, предусмотренных п. 5 ст. 19 Закона № 399-З.
 

Условие 2. Не планируется увеличение объемов сточных вод более чем на 5 % от первоначально утвержденных проектной документацией


Данные об объемах сточных вод от проектируемого объекта содержатся в подразделе «Водоснабжение и канализация» раздела «Инженерное оборудование, сети и системы» проектной документации.
 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Объем сточных вод от проектируемого объекта должен включать не только промышленные и хозяйственно-бытовые стоки, но и ливневые стоки.


При проверке выполнения рассматриваемого условия проектируемый объем сточных вод от предприятия сравнивается с объемом сточных вод, указанным в первоначально утвержденной проектной документации, а не с объемом сточных вод, приведенным в иной документации (например, в разрешении на специальное водопользование).


При выполнении указанного условия проверяется соблюдение остальных условий, предусмотренных п. 5 ст. 19 Закона № 399-З.

 

Условие 3. Не планируется предоставление дополнительного земельного участка


В рассматриваемом примере замена котла будет происходить на предприятии в существующей котельной, дополнительный земельный участок для размещения проектируемого объекта не требуется, т.е. указанное условие выполняется.
 

Условие 4. Не планируется изменение назначения объекта


Поскольку в рассматриваемом примере проектируемый объект не требует изменения назначения объекта, вид деятельности предприятия после реализации проектных решений никак не изменится, т.е. указанное условие также выполняется.
 

НА ЗАМЕТКУ
В случае если после реализации проектных решений увеличение суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятия составит более чем 5 % процентов, для такого предприятия требуется разработка ОВОС независимо от того, соблюдаются ли остальные условия, предусмотренные п. 5 ст. 19 Закона № 399-З. Это же касается и остальных условий. То есть при несоблюдении хотя бы одного условия, указанного в п. 5 ст. 19 Закона № 399-З, для проектируемого объекта требуется разработка ОВОС.


Кроме того, п. 2 ст. 5 Закона № 399-З установлен перечень объектов, которые не являются объектами ГЭЭ, и следовательно, для таких объектов не требуется разработка ОВОС, а именно:

  • проектная документация по объектам модернизации, реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;

 

СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[5]:

окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

компоненты природной среды — земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природные ресурсы — компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

 

  • проектная документация по объектам санаторно-курортных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов (за исключением размещения этих объектов в границах особо охраняемых природных территорий);
  • проектная документация по объектам общественного питания, объектам туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация по объектам сельскохозяйственного назначения (за исключением архитектурных и при одностадийном проектировании строительных проектов на возведение, реконструкцию объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность);
     
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349[6].

 

  • проектная документация по изменению назначения капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, если такое изменение не связано с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов.

 

РЕЗЮМЕ
Разработка ОВОС — это всегда длительный и трудозатратный процесс, который может на месяцы отодвинуть сроки согласования проектной документации и, как следствие, сроки строительства проектируемого объекта. Несомненно, проведение ОВОС важно при проектировании объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Однако при реконструкции предприятий, когда существующее воздействие предприятия уменьшится или увеличится незначительно, минимально и будет находиться в пределах норм, правильное определение нецелесообразности разработки отчета об ОВОС при проектировании может сэкономить время и деньги заказчика.
 

[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47.

[2] В ред. от 15.07.2019.

[3] Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2019 № 847.

Подробнее о ССЭТ см.: Синица Е.В. Новые требования к разработке проектов СЗЗ // Экология на предприятии. 2020. № 1. С. 70–79.

[4] Об установлении предельных концентраций выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании топлива в котлах см.: Синица Е.В. Устанавливаем нормы выбросов для дымовых труб от котлов // Экология на предприятии. 2020. № 6. С. 58–65.

[5] В ред. от 16.12.2019.

[6] В ред. от 08.02.2016.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 7 (109), июль 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.