№ 7, июль 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Обращение с отходами: устраняем нарушения требований законодательства

Рубрика «Обращение с отходами»

Д.Л. Дубовец, инженер по охране окружающей среды 2 категории ОАО «УКХ «Минский моторный завод»

ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ В НЕУСТАНОВЛЕННЫХ МЕСТАХ


Согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[1] (далее — Закон об отходах) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать хранение отходов в санкционированных местах хранения.
 

СЛОВАРЬ
В соответствии со ст. 1 Закона об отходах:

•санкционированные места хранения отходов — объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с Законом об отходах и иными актами законодательства об обращении с отходами;

места временного хранения отходов — специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов.

 

На основании п. 2 ст. 25 Закона об отходах при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства (далее — инструкция по обращению с отходами), которые разрабатываются в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства[2] (далее — Инструкция).


Так, согласно п. 19 Инструкции санкционированные места временного хранения отходов указываются в приложении «Карта-схема хранения отходов производства» к инструкции по обращению с отходами.


Отметим, что в соответствии с подп. 2.2 п. 2 ст. 17 Закона об отходах разрабатывать инструкции по обращению с отходами должны только юридические лица (за исключением микроорганизаций[3]).


Таким образом, юридические лица (за исключением микроорганизаций) должны осуществлять временное хранение отходов производства только в местах, обозначенных в действующей инструкции по обращению с отходами.


На основании п. 21 Инструкции в случае если субъект хозяйствования принял решение о переносе (ликвидации, создании нового) места хранения отходов, его представители должны заранее разработать новую инструкцию по обращению с отходами и обратиться в соответствующий территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) для ее согласования.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Процедура согласования инструкций по обращению с отходами предусмотрена Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства[4].

 

Согласно п. 2 ст. 25 Закона об отходах микроорганизации и индивидуальные предприниматели, для которых разработка инструкции по обращению с отходами не требуется законодательством, должны организовывать временное хранение отходов производства в местах, расположенных в пределах земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, предоставленных им в соответствии с законодательством либо принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве.
 

 

ОТСУТСТВИЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ


При осуществлении контроля за исполнением требований законодательства в области обращения с отходами данное нарушение обнаруживается чаще всего. Зачастую оно возникает в связи с тем, что работники организации неправильно относят (или не относят вовсе) тот или иной предмет (материал) к конкретному виду отходов, а также с отсутствием организованных мест хранения отходов в организации и контроля со стороны руководителей за деятельностью по обращению с отходами.


Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 17 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.


Несмотря на четкое требование о необходимости осуществления раздельного сбора отходов и отсутствие действующих технических нормативных правовых актов, позволяющих смешивать разные виды отходы, совместный сбор разных видов отходов все-таки можно организовать, прописав его в инструкции по обращению с отходами и согласовав инструкцию с территориальным органом Минприроды.

 

[1] В ред. от 10.05.2019.

[2] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (в ред. от 29.11.2019).

[3] Микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»; в ред. от 09.01.2018).

[4] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (в ред. от 06.05.2020; далее — Постановление № 818).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (109), июль 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.