№ 9, сентябрь 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Каковы обязанности поставщика в части обращения с собственными отходами упаковки?

Рубрика «Разбираем ситуацию»

А.А. Михайлов, эколог

Организация ввозит в страну сырье и комплектующие изделия для производственных нужд в полипропиленовых мешках (биг-бэг), картонных упаковках и полиэтиленовых мешках. Отходы упаковки организованно собираются и передаются на объекты по использованию отходов согласно заключенным договорам или на объекты захоронения отходов согласно разрешению.


Сырье не предназначено для производства товаров, перечисленных в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16».


Возникают ли у организации обязанности в части обращения с отходами упаковки, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»?

 

Согласно приложению 4 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16»[1] (далее — Постановление № 388) требования Указа Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»[2] (далее — Указ № 16) распространяются в том числе на следующие изделия и упаковку из пластмасс, бумаги и картона (см. таблицу).

 

Таблица. Изделия и упаковка из пластмасс, бумаги и картона, на которые в том числе распространяются требования Указа № 16

Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Наименование товаров

Размер платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, в рублях или процентах от стоимости товара

Группа 2. Изделия и упаковка из пластмасс

Из 3920

Листы, пленка и полосы или ленты, из пластмасс, бытового назначения и предназначенные для использования в качестве упаковки и упаковочных материалов

180 руб. за тонну

Из 3921

Плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, бытового назначения и предназначенные для использования в качестве упаковки и упаковочных материалов

180 руб. за тонну

Из 3923 29 900 0

Мешки и сумки (включая конические) из прочих пластмасс, соответствующие требованиям стандартов ГОСТ EN 13 432-2015 или EN 13 432:2000

90 руб. за тонну

Из 3923 (кроме 3923 40)

Изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс; пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс, за исключением мешков и сумок (включая конические) из прочих пластмасс, соответствующих требованиям стандартов ГОСТ EN 13 432-2015 или EN 13 432:2000 (из 3923 29 900 0)

С 1 июля по 31 декабря 2020 г. — 270 руб. за тонну, с 1 января 2021 г. — 360 руб. за тонну

3924

Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета, из пластмасс

Группа 4. Изделия из бумаги и картона, бумажная и картонная упаковка

Из 4803 00, из 4804, из 4805, из 4807 00, из 4808, из 4810

Бумага и картон, бытового назначения и предназначенные для использования в качестве упаковки и упаковочных материалов

130 руб. за тонну

Из 4819 (кроме 4819 60 000 0)

Картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара, из бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон, за исключением:

•мешков и пакетов с шириной у основания 40 см или более (4819 30 000), мешков и пакетов прочих, включая кули (4819 40 000 0);

•картонок, ящиков и коробок, складывающихся, из негофрированной бумаги или негофрированного картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев) (из 4819 20 000 0)

130 руб. за тонну

4819 30 000, 4819 40 000 0

Мешки и пакеты с шириной у основания 40 см или более; мешки и пакеты прочие, включая кули

90 руб. за тонну

 

Что же представляет собой упаковка типа «биг-бэг»?
 

СПРАВКА
Мягкий контейнер (flexible intermediate bulk container (FIBC), bulk bag, big bag) — контейнер из полипропиленовой ткани грузоподъемностью от 300 до 3000 кг, имеющий от одной до четырех петель (строп).


Исходя из описания упаковки, она классифицируется в товарную субпозицию 6305 32 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, куда включаются гибкие промежуточные контейнеры большой емкости из химических текстильных материалов. Следовательно на упаковку типа «биг-бэг» положения Указа № 16 не распространяются.

Теперь выясним, какие обязанности возникают у организации в отношении картонных упаковок и полиэтиленовых мешков, на которые, как следует из таблицы, распространяются требования Указа № 16.

Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 16 производители и поставщики[3] обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки (далее — обязанность по обеспечению сбора отходов) одним из следующих способов или их совокупностью по своему выбору:

  • применение в течение календарного квартала (далее — отчетный период) собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — собственная система сбора отходов) с представлением государственному учреждению «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) информации о выполнении в отчетный период обязанности по обеспечению сбора отходов (далее — информация о выполнении обязанности);
  • заключение с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — договор) и внесение на текущий (расчетный) банковский счет оператора со специальным режимом функционирования (далее — счет оператора) платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки. Обязательным условием договора является представление оператору информации о выполнении обязанности.

Как следует из вопроса, в организации был выбран первый вариант — применение собственной системы сбора отходов с обязательным представлением оператору информации о выполнении обязанности.

 

ПРИМЕНЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СБОРА ОТХОДОВ

Согласно п. 3 Положения о порядке, условиях применения и требованиях к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки[4] (далее — Положение о системе сбора отходов) применение собственной системы сбора отходов включает осуществление:

1) сбора отходов товаров и упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки посредством принадлежащих на праве собственности, аренды или ином законном основании:

  • стационарных или передвижных пунктов приема (заготовки) отходов и (или) многооборотной стеклянной упаковки;
  • контейнеров, площадок для сбора отходов и (или) иных оборудованных мест для сбора отходов и (или) многооборотной стеклянной упаковки;
  • объектов сортировки (разделения по видам) отходов;
     
ВАЖНО
Сбор отходов товаров и упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки может осуществляться одним из указанных способов или их совокупностью.


2) обезвреживания и (или) использования собранных отходов товаров и упаковки, повторного использования собранной многооборотной стеклянной упаковки самостоятельно либо путем передачи по договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки, повторное использование многооборотной стеклянной упаковки.

Сбор, сортировка (разделение по видам), подготовка, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки и повторное использование многооборотной стеклянной упаковки должны осуществляться на территории Республики Беларусь (п. 4 Положения о системе сбора отходов).

На основании п. 6 Положения о системе сбора отходов при применении собственной системы сбора отходов сбору, обезвреживанию и (или) использованию подлежат:

  • произведенная или ввезенная производителями и поставщиками упаковка, в отношении которой у них возникла обязанность по обеспечению сбора отходов и которая утратила потребительские свойства в процессе их собственной деятельности (далее — собственные отходы упаковки);
     
К СЛОВУ
Как следует из вопроса, организация занимается сбором собственных отходов упаковки.

 

  • отходы товаров и упаковки, относящиеся к отходам потребления, в соответствии с видами отходов товаров и упаковки и нормативами их сбора, обезвреживания и (или) использования согласно приложению к Положению о системе сбора отходов в зависимости от группы товаров и упаковки, в отношении которых возникла обязанность по обеспечению сбора отходов.
     
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
На основании п. 9 Положения о системе сбора отходов производители и поставщики, организовавшие собственную систему сбора отходов самостоятельно, но при этом осуществляющие сбор только собственных отходов упаковки (как и упомянутая в вопросе организация), не обязаны регистрироваться в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов (далее — реестр).


Согласно п. 11 Положения о системе сбора отходов производители и поставщики рассчитывают и вносят на счет оператора плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки в порядке и сроки, установленные Положением о порядке расчета суммы и сроках внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, порядке возврата излишне внесенной (взысканной) платы и пеней (далее — Положение о расчете платы), если в отчетном периоде (календарном квартале) одновременно количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование:

  • собственных отходов упаковки меньше количества упаковки, в отношении которой возникла обязанность по обеспечению сбора отходов;
  • отходов потребления меньше количества отходов потребления, подлежащих сбору, обезвреживанию и (или) использованию.

В соответствии с подп. 5.3 п. 5 Положения о расчете платы, если плательщиками в отчетном периоде при выполнении обязанности по обеспечению сбора отходов применялась собственная система сбора отходов, количество товаров и упаковки, исходя из которого рассчитывается сумма платы, определяется следующим образом для производителей и поставщиков упаковки, осуществляющих сбор, обезвреживание и (или) использование только собственных отходов упаковки:
 

(КУ – СО),
 

где КУ — количество упаковки, в отношении которой возникла обязанность по обеспечению сбора отходов в отчетном периоде;

СО — количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование собственных отходов упаковки в отчетном периоде.

На основании п. 7 Положения о расчете платы внесение платы на счет оператора осуществляется плательщиками не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом если последний день срока, установленного для внесения платы, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
 

ВАЖНО
Если сумма платы, подлежащая внесению на счет оператора за несколько отчетных периодов подряд в течение одного календарного года (нарастающим итогом), составляет менее одной базовой величины, установленной на дату представления информации о выполнении обязанности за последний отчетный период, то внесение платы может осуществляться плательщиками не позднее 31 января следующего календарного года.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЕРАТОРУ ИНФОРМАЦИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТИ

Согласно Положению о порядке и сроках представления информации о выполнении в отчетный период обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки[5] организация обязана ежеквартально представлять оператору не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом)[6], информацию о выполнении обязанности.
 

ВАЖНО
Форма информации о выполнении обязанности приведена в приложении 3 к Постановлению № 388.


Информация о выполнении обязанности представляется в виде электронного документа с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте оператора www.vtoroperator.by, при наличии средств электронной цифровой подписи, полученных при регистрации в качестве абонента:

  • удостоверяющего центра республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»;
  • республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг».

При отсутствии у производителей и поставщиков указанных средств электронной цифровой подписи информация о выполнении обязанности представляется на бумажном носителе.
 

ВЫВОД
На упаковку типа «биг-бэг» не распространяются требования Указа № 16. Если в отчетном периоде количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование собственных отходов упаковки меньше количества упаковки, в отношении которой возникла обязанность по обеспечению сбора отходов, организация обязана внести на счет оператора соответствующую плату. Кроме того, организация обязана ежеквартально представлять оператору информацию о выполнении обязанности. Так как организация применяет собственную систему сбора отходов в отношении собственных отходов упаковки, она не обязана регистрироваться в реестре.
 

[1] Комментарий к Постановлению № 388 см.:

Михайлов А.А., Лимож Н.И. Порядок обращения с отходами товаров и упаковки претерпел изменения // Экология на предприятии. 2020. № 8. С. 37–50;

Михайлов А.А., Лимож Н.И. Порядок обращения с отходами товаров и упаковки претерпел изменения (окончание) // Экология на предприятии. 2020. № 9. С. 22–33.

[2] Комментарий к данному Указу см.: Михайлов А.А., Лимож Н.И. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» // Экология на предприятии. 2020. № 3. С. 27–40.

[3] Согласно приложению 3 к Указу № 16:

  • поставщики — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз на территорию Республики Беларусь товаров и (или) товаров в упаковке (в т.ч. товаров, не названных в перечне товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16) согласно перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16, и являющиеся:

– декларантами, указанными в декларациях на товары;

– импортерами, указанными в статистических декларациях или периодических статистических декларациях;

– получателями (грузополучателями) товара, указанными в транспортных (перевозочных) документах, если таможенное и статистическое декларирование в соответствии с законодательством не производится;

  • производители — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство на территории Республики Беларусь или являющиеся собственниками произведенных по договору подряда на территории Республики Беларусь товаров согласно перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16.

[4] Утверждено Постановлением № 388.

[5] Утверждено Постановлением № 388.

[6] Если последний день срока, установленного для представления информации о выполнении обязанности, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 9 (111), сентябрь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.