№ 9, сентябрь 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос — ответ

Рубрика «Вопрос — ответ»

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 247 Налогового кодекса Республики Беларусь выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух[1] (далее — разрешение на выбросы) или комплексных природоохранных разрешениях[2], признаются объектами налогообложения экологическим налогом. При этом Налоговый кодекс не предусматривает перекладывания ответственности за начисление и уплату экологического налога на третьих лиц.

 

В соответствии с п. 4 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия[3] получение разрешения на выбросы необходимо при эксплуатации заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случае, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют более 3 т/год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг/год.

 

На основании п. 1 ст. 656 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.

 

Согласно п. 1 ст. 659 ГК, если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства или договором подряда, риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик.

 

В соответствии с п. 1 ст. 697 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.

 

Таким образом, в рассматриваемом случае котельная вполне правомерно находится в ведении подрядчика и нет никаких правовых препятствий для получения разрешения на выбросы на имя подрядчика.

 

Также можно включить экологический налог, выплачиваемый заказчиком, в сметную стоимость. Согласно подп. 17.8 п. 17 Инструкции о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении[4] (далее — Инструкция) в локальную смету включаются в том числе налоги и отчисления в соответствии с действующим законодательством на дату начала разработки сметной документации.

 

В соответствии с п. 26 Инструкции в главах сводной сметы приводится сметная стоимость с распределением по графам: «заработная плата», «общехозяйственные и общепроизводственные расходы», «плановая прибыль», «прочие расходы», «налоги», «общая стоимость».

 

ВЫВОД
Налоговый кодекс не предусматривает перекладывания ответственности за начисление и уплату экологического налога на третьих лиц. При этом экологический налог на выбросы, выплачиваемый заказчиком, можно включить в сметную стоимость. Кроме того, разрешение на выбросы может быть получено на имя подрядчика, который и будет уплачивать экологический налог на выбросы в соответствии с полученным разрешением.
 

[1] Подробнее о процедуре получения разрешения на выбросы см: Воронько И.С. Получаем разрешение на выбросы для действующего объекта воздействия на атмосферный воздух // Экология на предприятии. 2020. № 6. С. 32–45 (прим. редакции).

[2] О последних изменениях в процедуре получения комплексных природоохранных разрешений см.:

  • Лимож Н.И. Об изменениях в порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений // Экология на предприятии. 2020. № 4. С. 32–42;
  • Михайлов А.А. Внесены изменения в формы документов для получения и выдачи комплексных природоохранных разрешений // Экология на предприятии. 2020. № 7. С. 28–41 (примеч. ред.).

[3] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664 (в ред. от 12.09.2019).

[4] Утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (111), сентябрь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.