№ 2, февраль 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде: последние изменения

Рубрика «Актуальный комментарий»

Н.И. Лимож, юрист

Согласно ст. 101 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1] (далее — Закон об охране окружающей среды) вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено указанной статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

СЛОВАРЬ
Вред, причиненным окружающей среде, — имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).


В соответствии со ст. 1011 Закона об охране окружающей среды:

  • порядок определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде (далее — Положение о возмещении вреда) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042[2].
  • размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии либо невозможности применения — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 (далее — Указ № 348).


1 января 2021 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2021 № 17 (далее — Указ № 17), которым были внесены изменения в Указ № 348. Рассказываем, в чем заключаются данные изменения.
 

ПРЕДУСМОТРЕНО ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕЕ ЗАСОРЕНИЯ ОТХОДАМИ


Ранее Указом Президента Республики Беларусь от 31.05.2017 № 197 из Указа № 348 были исключены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения отходов вне санкционированных мест, не приводящих к деградации земель (почв).


Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.2017 № 648 хранение отходов вне санкционированных мест хранения отходов и (или) захоронение отходов вне санкционированных мест захоронения отходов, не повлекшие деградацию земель (включая почвы), были исключены из перечня случаев причинения вреда окружающей среде, приведенного в Положении о возмещении вреда.


Вместе с тем в настоящее время на основании п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-3 «Об обращении с отходами»[3] (далее — Закон об отходах) хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов.

СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Закона об отходах:

санкционированные места захоронения отходов — объекты захоронения отходов, определенные собственнику отходов для их захоронения в соответствии с Законом об отходах и иными актами законодательства об обращении с отходами;

санкционированные места хранения отходов — объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с Законом об отходах и иными актами законодательства об обращении с отходами.


В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона об отходах:

  • санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства.

В настоящее время контролирующими органами все чаще выявляются случаи нарушения законодательства об обращении с отходами, в т.ч. связанные с несанкционированным хранением и захоронением отходов. При этом согласно ст. 4 Закона об отходах одним из основных принципов в области обращения с отходами является возмещение вреда, причиненного при обращении с отходами окружающей среде.

В этой связи возникла необходимость восстановить ранее действовавшую норму о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения отходов вне санкционированных мест. Соответствующие изменения были внесены Указом № 17 в Указ № 348.

 

[1] В ред. от 29.12.2020.

[2] В ред. от 23.10.2020.

[3] В ред. от 10.05.2019.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (116), февраль 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.