№ 2, февраль 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Вносятся изменения в Кодекс о недрах

Рубрика «Актуальный комментарий»

В.И. Жданов, юрист

Вводятся новые термины и определения

Чтобы восполнить пробелы в понятийном аппарате Кодекса и исключить неопределенность при толковании отдельных геологических терминов, в Кодекс вводятся новые термины и их определения (см. таблицу).

Таблица. Новые термины и их определения, которые вводятся Законом в Кодекс

Термин

Определение

Извлекаемые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр

Часть запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, извлечение которых из недр на дату подсчета таких запасов экономически эффективно для недропользователя при рациональном использовании современных технических средств и технологий добычи с учетом соблюдения требований законодательства об охране и использовании недр, законодательства об охране окружающей среды

Одиночный водозабор

Одиночная буровая скважина, предназначенная для добычи подземных вод

Подземные воды

Природные воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры, за исключением искусственно созданных подземных резервуаров

Прогнозные ресурсы полезных ископаемых

Возможное количество полезных ископаемых, наличие которых в недрах с различной степенью вероятности предполагается на основе сведений о геологическом строении и условиях залегания горных пород, геолого-геофизических и геохимических исследований

Проявление полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр

Естественное скопление полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, по качеству удовлетворяющих требованиям пригодности для промышленной разработки месторождения (его части), но либо количество запасов которых не установлено, либо ему не дана геолого-экономическая оценка


 

Вводится новая статья о государственных и иных программах, региональных комплексах мероприятий в области рационального использования и охраны недр

Согласно ст. 71, которой был дополнен Кодекс в соответствии с Законом:

  • государственные программы в области рационального использования и охраны недр разрабатываются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды) совместно с заинтересованными государственными органами (организациями) и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь;
  • региональные комплексы мероприятий в области рационального использования и охраны недр, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов на территории соответствующих административно-территориальных единиц (далее — региональные комплексы мероприятий), формируются местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориального уровня и утверждаются соответствующими местными Советами депутатов;
  • иные программы в области рационального использования и охраны недр, в т.ч. отраслевые и (или) межотраслевые, программы информатизации, не предусматривающие финансирование за счет республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и оказание государственной финансовой поддержки программ, формируются и утверждаются государственными органами и иными организациями, определяемыми Президентом Республики Беларусь.
     

Исключается компетенция Совета Министров по установлению порядка проведения экспертизы норм и правил рационального использования и охраны недр

В целях сокращения сроков, связанных с разработкой, согласованием, утверждением, регистрацией, введением в действие и опубликованием норм и правил рационального использования и охраны недр, а также с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2018 № 135 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов»[1], согласно которому экспертиза технических нормативных правовых актов проводится Национальным центром правовой информации, из Кодекса исключается компетенция Совета Министров по установлению порядка проведения экспертизы норм и правил рационального использования и охраны недр.
 

Совет Министров не будет определять организации, уполномоченные разрабатывать проекты обоснования границ горного отвода

В соответствии Законом Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»[2] в целях развития товарных рынков и конкуренции в сфере разработки проектов обоснования границ горного отвода из компетенции Совета Министров исключаются полномочия по определению организаций, уполномоченных разрабатывать проекты обоснования границ горного отвода.
 

Расширены компетенции Минприроды в области использования и охраны недр

В соответствии с новой редакцией Кодекса Минприроды будет определять в том числе направления использования полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Кроме того, чтобы упорядочить процесс представления недропользователями информации о работах по геологическому изучению недр в целях получения свидетельства о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, Минприроды наделено полномочиями на утверждение формы перечня работ по геологическому изучению недр, подлежащих государственной регистрации.
 

Местные исполнительные и распорядительные органы формируют региональные комплексы мероприятий, а местные Советы депутатов их утверждают

С учетом подп. 1.4 п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»[3], Указа Президента Республики Беларусь от 25.07.2016 № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ»[4] и ст. 11 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[5] Кодексом в новой редакции предусмотрено, что местные исполнительные и распорядительные органы формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий, а также обеспечивают их реализацию, а местные Советы депутатов областного и базового территориальных уровней их утверждают.

 

[1] В ред. от 17.11.2020.

[2] В ред. от 18.12.2019.

[3] В ред. от 18.12.2019.

[4] В ред. от 18.04.2019.

[5] В ред. от 29.12.2020.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (116), февраль 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.