Следование концепции «зеленого» офиса позволяет компании внести свой вклад в улучшение состояния окружающей среды и здоровья сотрудников, а также приносит существенные экономические выгоды за счет сокращения расходов. Это также формирует положительный имидж организации, что, в свою очередь, увеличивает ее привлекательность в глазах инвесторов, партнеров и потребителей.
ЧТО ТАКОЕ «ЗЕЛЕНЫЙ» ОФИС?
Концепция «зеленого» (экологичного) офиса — это разумный подход к управлению организацией, который позволяет уменьшить негативное влияние от ее деятельности на окружающую среду и здоровье человека. Под этим довольно емким понятием, как правило, подразумевают комплексный подход, включающий в себя множество технических и мотивационно-образовательных мероприятий.
Внедрение «зеленых» технологий в идеале должно начинаться еще на стадии проектирования и строительства офисного здания. «Зеленое» строительство экологически ориентировано и основывается на различных стандартах, которые включают в себя рациональное использование энергии и ресурсов в течение всего жизненного цикла здания — от возведения до сноса.
К СЛОВУ
Существует несколько общепризнанных международных стандартов, по которым можно судить об экологичности сооружения. Самые известные среди них — это LEED (США), BREEAM (Великобритания) и DGNB (Германия). При этом сертификат LEED могут получить как целые здания, так и отдельные офисы. Во многих странах есть свои национальные системы сертификации «зеленых» зданий и офисов.
Концепция «зеленого» офиса базируется на трех основных принципах:
1) ответственное потребление, предполагающее использование товаров и услуг, которые минимально воздействуют на окружающую среду и здоровье человека. Оно включает в себя:
- «зеленые» закупки для офиса (компании);
- отказ от неэкологичных товаров и услуг;
- повторное использование некоторых ресурсов, новое назначение для утративших свои потребительские качества вещей;
2) экономное использование потребляемых ресурсов, а именно:
- сокращение и уменьшение потребления воды, тепло- и электроэнергии, расходных материалов;
- ресурсосбережение в логистических цепях;
- эффективное использование транспорта сотрудниками;
3) разумное обращение с отходами, в частности:
- сокращение количества образующихся отходов;
- раздельный сбор мусора;
- безопасная утилизация отходов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
При организации «зеленого» офиса важно, чтобы в этот процесс были вовлечены все сотрудники. Без грамотной адаптации экологических инициатив и постоянного информирования коллектива большинство начинаний и направлений в «зеленом» офисе не будут работать.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Внедрение принципов «зеленого» офиса обладает очевидными и бесспорными преимуществами.
Закупка экологичных товаров и отказ от продукции, вредящей окружающей среде, рациональное использование и экономия ресурсов, минимизация и правильная утилизация отходов — все это даже на уровне небольшого рабочего коллектива вносит существенный вклад в улучшение экологии региона и здоровья населения.
При этом самым важным направлением в сфере экологизации офисов является экономия и рациональное использование природных ресурсов.
В развитых странах на большие здания, в т.ч. офисные, приходится около 20–40 % от общего объема потребления энергии[1]. Ответственная политика в области природопользования на уровне компаний и офисов позволит существенно снизить выбросы парниковых газов, что является главной целью мирового сообщества в области охраны окружающей среды.
Например, в 2009 г. благодаря программе организации «зеленых» офисов в одной только Финляндии выбросы парниковых сократились на 2230 т по сравнению с предыдущим годом
[2].
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (116), февраль 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.