Для начала отметим, что согласно новому КоАП в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на:
- административные проступки;
- значительные административные правонарушения;
- грубые административные правонарушения.
В новом КоАП вводится институт профилактических мер воздействия. Так, к лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия:
- устное замечание;
- предупреждение;
- меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
Профилактические меры воздействия будут применяться в случаях, предусмотренных новым КоАП, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
В соответствии с Законом № 93-З с 1 марта 2021 г. поручено прекратить дела об административных правонарушениях, которые согласно новому КоАП, другим законодательным актам, предусматривающим административную ответственность, не являются административными правонарушениями, а также дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные ст. 7.6 нового КоАП.
С 1 марта 2021 г. не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с новым КоАП, другими законодательными актами.
Вынесенные до 1 марта 2021 г. и неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий подлежат пересмотру в случаях, когда нормы нового КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 2003 г.
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и меры ответственности за данные правонарушения приведены в гл. 16 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» нового КоАП (аналогичную информацию содержала гл. 15 КоАП 2003 г.).
Отметим, что гл. 16 нового КоАП содержит примечание, согласно которому лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное указанной главой, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение с вынесением ему предупреждения при соблюдении одновременно следующих условий:
- оно признало факт совершения им административного правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения;
- в течение одного года до совершения административного правонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности с вынесением предупреждения за такое же административное правонарушение;
- при наличии вреда, причиненного окружающей среде в результате совершения данного административного правонарушения, лицо добровольно возместило такой вред до объявления постановления по делу об административном правонарушении.
В таблице вы найдете сравнительный анализ административных правонарушений в области охраны окружающей среды и мер ответственности за данные правонарушения, предусмотренных новым КоАП и КоАП 2003 г. Поскольку в рамках настоящей статьи не представляется возможным провести анализ абсолютно всех правонарушений (ст. 16.1–16.45 нового КоАП), мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 3 (117), март 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.