№ 3, март 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Используем древесные отходы для мульчирования

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Г.Н. Ерилин, эколог, ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

Организация занимается обслуживанием автодорог, в т.ч. удалением древесно-кустарниковой растительности (ДКР) в полосах отвода автодорог. Ранее работы по удалению ДКР проводились ручным способом (бензопилы, кусторезы и др.). В настоящее время планируется проводить данные работы с использованием мульчерной техники, т.е. измельчать ДКР с последующим распределением щепы в полосе отвода автодороги. На данный вид работ разработана технологическая карта, утвержденная руководителем и зарегистрированная в организации.

Достаточно ли технологической карты для законного производства данного вида работ? Требуется ли получение каких-либо дополнительных документов (заключение государственной экологической экспертизы, заключение по НДТМ и др.) или прохождение процедур (например, регистрация в органе по стандартизации)?

 

Поскольку щепа, вырабатываемая из древесных отходов, будет использоваться для мульчирования и не предназначена для продажи, на объект по использованию древесных отходов необходимо получить (разработать) следующие документы[1]:

  • технологический регламент использования отходов;
  • свидетельство о включении объектов по использованию отходов в реестр объектов по использованию отходов и (или) объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
  • заключение государственной экологической экспертизы по документации на установку по использованию отходов.

Кроме того, организация вправе разработать и утвердить стандарт организации.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В соответствии с п. 5 Правил разработки, утверждения, государственной регистрации, изменения и отмены технических условий[2]:

•необходимость разработки технических условий (ТУ) определяется юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем самостоятельно;

•разработка ТУ является обязательной в случаях производства продукции, подлежащей реализации;

•разработка ТУ может не осуществляться, если выпускаемая продукция не подлежит реализации или если технические требования к реализуемой продукции устанавливаются в иных документах.

Таким образом, в рассматриваемом случае организация не обязана разрабатывать ТУ на продукцию, изготовленную из древесных отходов.


 

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ


Если предприятие осуществляет операции с отходами, не связанные с получением продукции на продажу (так, в рассматриваемом случае речь идет о щепе, вырабатываемой из древесных отходов, которая будет использоваться для мульчирования), то в соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»[3] (далее — Закон о техническом нормировании) оно может разработать и утвердить стандарт организации.
 

СЛОВАРЬ
Стандарт организации — стандарт, являющийся техническим нормативным правовым актом, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Республике Беларусь, и содержащий технические требования к объектам стандартизации, действие которых распространяется только на юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуального предпринимателя, утвердивших этот стандарт (п. 1.26 ст. 1 Закона о техническом нормировании).

 

Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются юридическими лицами Республики Беларусь или индивидуальными предпринимателями, которые распоряжаются этими стандартами по собственному усмотрению.

 

ВАЖНО
Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, на выполняемые работы, оказываемые услуги.

 

Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций устанавливается юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, их утвердившими. При этом юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, утвердившие стандарт организации, самостоятельно определяют обязательность соблюдения требований такого стандарта либо добровольность применения такого стандарта.


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ


Согласно п. 3.7 ТКП 17.11-07-2013 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила разработки технологических регламентов использования, обезвреживания отходов»[4] (далее — ТКП 17.11-07-2013) технологический регламент использования отходов (ТР) — это технологический документ, устанавливающий порядок ведения технологических процессов использования отходов, режим работы оборудования, технологические методы, средства и нормы, параметры влияния на окружающую среду технологических процессов использования отходов.


ТР является основным документом, устанавливающим порядок ведения технологического процесса использования отходов, обеспечивающий соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды (п. 4.1 ТКП 17.11-07-2013).


Наличие ТР способствует расходованию минимального количества ресурсов при выпуске продукции надлежащего качества.


Согласно п. 4.2 ТКП 17.11-07-2013 порядок разработки ТР (определение ответственных за разработку, сроки разработки разделов ТР и окончательной редакции, утверждения, пересмотра и внесения изменений) определяется в организации.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Субъекты хозяйствования, допустившие эксплуатацию объектов по использованию отходов без ТР или виновные в нарушении действующего ТР, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п. 4.3 ТКП 17.11-07-2013).

 

Требования, установленные в ТР, не должны противоречить обязательным требованиям нормативных правовых актов, распространяющихся на описываемые в ТР процессы.


Срок действия ТР — 5 лет, по истечении которых ТР пересматривается и приказом продлевается срок его действия (п. 4.5 ТКП 17.11-07-2013).


ТР должен содержать:

  • титульный лист (оформляется в соответствии с приложением А к ТКП 17.11-07-2013);
  • следующие разделы:

– общая характеристика производства (п. 7.1 ТКП 17.11-07-2013);

– характеристика отходов, материалов, реагентов и иного исходного сырья (п. 7.2 ТКП 17.11-07-2013);

– требования к производимой с использованием отходов продукции, энергии, выполняемым работам, оказываемым услугам (п. 7.3 ТКП 17.11-07-2013);

– описание технологического процесса и схемы производства (п. 7.4 ТКП 17.11-07-2013);

– материальный баланс, нормы расхода отходов, сырья, материалов и энергоресурсов (п. 7.5 ТКП 17.11-07-2013);

– безопасная эксплуатация производства (п. 7.6 ТКП 17.11-07-2013);

– охрана окружающей среды (п. 7.7 ТКП 17.11-07-2013);

– спецификация технологического оборудования (п. 7.8 ТКП 17.11-07-2013);

– технологическая схема технологического процесса (графическая часть) (п. 7.9 ТКП 17.11-07-2013).

 

ВАЖНО
При необходимости в состав ТР могут быть включены дополнительные разделы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к порядку разработки ТР, а также приложения, при этом по тексту ТР делается ссылка на эти приложения (пп. 6.2 и 6.3 ТКП 17.11-07-2013).


 

СВИДЕТЕЛЬСТВ О ВКЛЮЧЕНИИ ОБЪЕКТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТХОДОВ В РЕЕСТРЕ ОБЪЕКТОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТХОДОВ


На основании ст. 28 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[5] (далее — Закон об отходах) объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов (далее — реестр). Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр, не допускается.

 

СЛОВАРЬ
Объекты по использованию отходов — сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов (п. 1 ст. 16 Закона об отходах).

 

Таким образом, мульчерную установку следует зарегистрировать в реестре.


Согласно п. 2 Положения о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов[6] (далее — Положение о регистрации объектов использования отходов) регистрация объектов по использованию отходов осуществляется путем включения таких объектов в реестр.


В соответствии с п. 6.29 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[7] (далее — Единый перечень), для включения объектов по использованию отходов в реестр юридические лица или индивидуальные предприниматели, обладающие правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или иным законным основанием на такие объекты и осуществляющие их эксплуатацию, либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели представляют в РУП «Бел НИЦ «Экология» в течение 60 календарных дней со дня ввода в эксплуатацию таких объектов заявление.

 

ВАЖНО
Форма заявления приведена в приложении 1 к Положению о регистрации объектов использования отходов.

 

На основании п. 4 Положения о регистрации объектов использования отходов РУП «Бел НИЦ «Экология» осуществляет включение объектов по использованию отходов в реестр и выдает заявителю свидетельство о включении объектов по использованию отходов в реестр объектов по использованию отходов и (или) объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, форма которого приведена в приложении 4 к Положению о регистрации объектов использования отходов. Объекты по использованию отходов считаются включенными в реестр с даты, указанной в свидетельстве.

 

СОВЕТ
Регистрация объекта по использованию отходов довольно длительная процедура (до 30 календарных дней). Срок регистрации во многом зависит от компетентности и квалификации разработчиков документации. Если организация планирует привлекать стороннюю организацию, необходимо подойти к ее выбору очень ответственно.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДОКУМЕНТАЦИИ НА УСТАНОВКУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТХОДОВ


Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»[8] (далее — Закон о ГЭЭ), в отличие от Закона об отходах, различает мобильные объекты по использованию отходов и стационарные.


Так, если согласно подп. 1.7 п. 1 ст. 5 Закона о ГЭЭ документация на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов и (или) подготовке отходов к использованию, а также на мобильные установки для производства продукции является только объектом государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), то в соответствии с подп. 1.7 п. 1 ст. 7 данного Закона объекты, на которых осуществляются хранение, использование, обезвреживание и захоронение отходов, являются объектами, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС).


Данные различия отражены в п. 3.9 Единого перечня.

 

СПРАВКА
Согласно ст. 1 Закона о ГЭЭ:

государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) — установление соответствия планируемых проектных и иных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации, требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, — также регламентам градостроительного развития и использования территорий;

оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

 

Для выдачи заключения ГЭЭ по предпроектной (предынвестиционной) документации на возведение и реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З (в т.ч. объектов по использованию отходов), в ГУО «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Центр ГЭЭ) необходимо представить следующие документы:

  • заявление;
ВАЖНО
Форма заявления о выдаче заключения ГЭЭ приведена в приложении 1 к Положению о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы[9].

Также форму заявления можно скачать на сайте Центра ГЭЭ www.oos.by.
  • предпроектную (предынвестиционную) документацию (на бумажном и электронном носителях), включающую разделы:

– «Цели инвестирования»;

– «Общая характеристика, мощность объекта»;

– «Основные технологические решения»;

– «Обеспечение сырьем, вспомогательными материалами, полуфабрикатами, тарой и упаковкой»;

– «Архитектурно-планировочная концепция»;

  • отчет об ОВОС планируемой хозяйственной и иной деятельности с материалами общественных обсуждений, проводимых на территории республики, и материалами общественных обсуждений и консультаций на территории затрагиваемых сторон (при трансграничных воздействиях) по объектам, по которым в соответствии с законодательством требуется их проведение;
  • документ об образовании, подтверждающий прохождение подготовки по проведению ОВОС;
  • документы о подготовке и (или) переподготовке, повышении квалификации уполномоченных работников заказчика планируемой хозяйственной и иной деятельности в случае, если планируемый и (или) осуществляемый вид деятельности указан в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности»;
  • документы, подтверждающие соответствие (несоответствие) наилучшим доступным техническим методам;
  • приложения:

– документ о предоставлении земельного участка (при наличии);

– графические материалы:

ситуационную схему размещения предоставленного земельного участка с отображением ситуации в радиусе не менее 2 км от предоставленного участка;

схему генерального плана;

схемы внеплощадочной инженерной инфраструктуры (при наличии);

карту-схему расположения планируемых источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

  • документ, подтверждающий внесение платы за проведение ГЭЭ.

Срок проведения ГЭЭ в указанном случае — 1 месяц, срок действия заключения ГЭЭ — 5 лет.


Для выдачи заключения ГЭЭ по документации на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов и (или) подготовке отходов к использованию, а также на мобильные установки для производства продукции в Центр ГЭЭ представляются следующие документы:

  • заявление;
  • проектная (конструкторская) документация на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов и (или) подготовке отходов к использованию, а также на мобильные установки для производства продукции (на бумажном и электронном носителях):

– пояснительная записка с описанием установки и принципа ее действия;

 

К СЛОВУ
Пояснительную записку может разрабатывать как сам производитель отходов, так и сторонняя организация на основании заключенного договора об оказании услуг.

 

– обоснование принятых решений с учетом требований экологической безопасности при эксплуатации мобильных установок, обеспечивающих защиту жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, с ограничениями в их использовании и установленными уровнями безопасных физических и химических факторов вредного воздействия;

– чертеж общего вида установки;

 

СОВЕТ
Чертеж общего вида установки ищите в проектной документации на данную установку.

 

– документы о результатах научно-исследовательских, и (или) опытно-конструкторских, и (или) опытно-технологических работ;

 

ВАЖНО
Указанные документы может разрабатывать организация, осуществляющая научную деятельность и имеющая соответствующую лицензию на указанный вид деятельности.

 

– документы по результатам государственной научной экспертизы, государственной научно-технической экспертизы, ведомственной научно-технической экспертизы (в случае обязательности их проведения);

– руководство (инструкцию) по эксплуатации;

– технические нормативные правовые акты (при наличии);

– раздел проектной документации «Охрана окружающей среды» (на бумажном и электронном носителях);

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Документация должна быть представлена как на бумажном, так и на электронном носителях.

 

  • документ, подтверждающий внесение платы за проведение ГЭЭ.

Срок проведения ГЭЭ в указанной случае — 1 месяц, срок действия заключения ГЭЭ — 10 лет.

 

ВАЖНО
Учтите, что представленная на ГЭЭ документация не возвращается организации, представившей ее (независимо от того, какое заключение будет получено — положительное или отрицательное). Рекомендуем сделать копии документов и заверить их.

 

РЕЗЮМЕ
На установку для мульчирования необходимо получить (разработать):

•технологический регламент использования отходов;

•свидетельство о включении объектов по использованию отходов в реестр объектов по использованию отходов и (или) объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;

•заключение государственной экологической экспертизы по документации на установку по использованию отходов (для стационарной установки дополнительно проводится оценка воздействия на окружающую среду).

Кроме того, организация вправе разработать и утвердить стандарт организации.
 

[1] Согласно п. 214 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450; в ред. от 13.08.2020) для использования отходов 1–3 классов опасности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, если такие отходы образовались в результате деятельности этого юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется получение лицензии.

[2] Утверждены постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.07.2017 № 57.

[3] В ред. от 18.12.2019.

[4] Утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.12.2013 № 12-Т (в ред. от 26.12.2019).

[5] В ред. от 10.05.2019.

[6] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (в ред. от 30.06.2020).

[7] Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (в ред. от 08.02.2021).

[8] В ред. от 15.07.2019.

[9] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47 (в ред. от 30.12.2020).

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 3 (117), март 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.