Предприятие (среднесписочная численность — 16 человек) занимается производством моющих и чистящих средств. Производственное помещение находится в собственности. Заключены договоры с ЖКХ на вывоз и обезвреживание жидких бытовых отходов, на вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов, на услуги водоснабжения и водоотведения.
На предприятии разработаны следующие документы:
•инструкция по обращению с отходами производства;
•нормативы образования отходов производства;
•акт инвентаризации отходов производства;
•акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в выводах к акту прописано, что проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разрабатывается, т.к. суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют менее 3 т/год, а валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности — менее 0,001 т/год);
•индивидуальные технологические нормативы водопользования;
•инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
•экологический паспорт предприятия.
Также предприятием получено разрешение на хранение и захоронение отходов производства.
Необходимо ли предприятию уплачивать экологический налог и представлять налоговую декларацию (расчет) по экологическому налогу?
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами налогообложения экологическим налогом являются:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух[1] (далее — разрешение на выбросы) или комплексных природоохранных разрешениях;
- сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;
- хранение отходов производства;
- захоронение отходов производства.
ВАЖНО
Объектами налогообложения экологическим налогом
не признаются:
•сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега;
•сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов;
•хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве не более одной четвертой годовой мощности объекта (годового объема используемых и (или) обезвреживаемых отходов) согласно проектной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы;
•хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;
•хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
•хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы
[2];
•захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т/год и менее в целом по плательщику.
В рассматриваемом случае:
- не требуется получение разрешения на выбросы;
- осуществляется общее водопользование;
- отходы хранятся в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объект захоронения таких отходов.
Таким образом, единственным основанием для уплаты экологического налога является захоронение отходов.
В соответствии с п. 2 ст. 246 НК плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства.
Как уже было отмечено ранее, согласно подп. 1.4 п. 1 ст. 247 НК захоронение отходов производства признается объектом налогообложения экологическим налогом. При этом в соответствии с подп. 2.8 п. 2 указанной статьи объектом налогообложения экологическим налогом не признается захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т/год и менее в целом.
На основании ст. 248 НК налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы отходов производства, подлежащих захоронению. В соответствии со ст. 251 НК сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
[1] Подробнее о получении разрешения на выбросы см.: Воронько И.С. Получаем разрешение на выбросы для действующего объекта воздействия на атмосферный воздух // Экология на предприятии. 2020. № 6. С. 32–45 (примеч. ред.).
[2] Подробнее о хранении отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, см.: Ерилин Г.Н. Отходы, содержащие ПХБ: инвентаризация, маркировка, хранение // Экология на предприятии. 2020. № 9. С. 35–48.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (118), апрель 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.