№ 4, апрель 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»
eneca.by

Новый порядок выдачи разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов

Рубрика «Актуальный комментарий»

Н.И. Лимож, юрист

Республика Беларусь, ратифицировав Соглашение о трансграничном перемещении опасных отходов по таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — Соглашение), подписанное в г. Чолпон-Ате 9 августа 2019 г., приняла на себя обязательства выполнять изложенные в Соглашении правила трансграничного перемещения опасных отходов, в т.ч. через территорию государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), порядок получения заключения (разрешительного документа) для такого перемещения и другие положения.

В целях реализации ст. 2 Закона Республики Беларусь от 14.10.2020 № 56-З «О ратификации Соглашения о трансграничном перемещении опасных отходов по таможенной территории Евразийского экономического союза», а также регулирования отношений в области обращения с опасными отходами было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2021 № 177 «О трансграничном перемещении опасных отходов» (далее — Постановление № 177).

Постановлением № 177 вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов с целью приведения их норм в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.[1] (далее — Договор о ЕАЭС), Соглашением и иными международными правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, а также Законом Республики Беларусь от 27.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[2].

Напомним, что Договор о ЕАЭС предусматривает применение государствами — членами ЕАЭС единых мер нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (ст. 46).

Также Договором о ЕАЭС предусмотрено, что государства — члены ЕАЭС во взаимной торговле товарами в отдельных случаях вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли), если такие ограничения необходимы. При этом порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории ЕАЭС определяется в соответствии с Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС (ст. 29).

К таким международным договорам относятся в том числе Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г. (далее — Базельская конвенция) и Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов от 12 апреля 1996 г.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 46 Договора о ЕАЭС в торговле с третьими странами ЕАЭС применяется в том числе разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Документами, регламентирующими разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров, являются:

•Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»[3] (далее — Решение № 30);

•Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению»[4] (далее — Решение № 45).


Возвращаясь к Постановлению № 177, отметим, что в соответствии с данным нормативным правовым актом 1 июля 2021 г.:

  • утратит силу Положение о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды заключений (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера[5] (далее — Положение № 1397);
  • вступит в силу Положение о порядке и условиях выдачи, прекращения действия заключений (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов (далее — новое Положение), которым в соответствии с Постановлением № 177 было дополнено Постановление № 610[6].

Новым Положением установлены порядок и условия выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоз с этой территории, либо ввоз в Республику Беларусь с территории государства — члена ЕАЭС и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства — члена ЕАЭС опасных отходов, в т.ч. перемещение их через территорию Республики Беларусь транзитом, а также порядок и условия прекращения действия и аннулирования заключений (разрешительных документов).
 

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ НОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ?


Действие нового Положения распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют:

  • вывоз с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов, включенных в разд. 1.2 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Решению № 30) (далее — Перечень № 1), и (или) разд. 2.3 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Решению № 30) (далее — Перечень № 2);
  • ввоз на таможенную территорию ЕАЭС опасных отходов, включенных в разд. 2.3 Перечня № 2;
  • ввоз в Республику Беларусь с территории государства — члена ЕАЭС опасных отходов, включенных в разд. 2.3 Перечня № 2;
  • вывоз из Республики Беларусь на территорию государства — члена ЕАЭС опасных отходов, включенных в разд. 1.2 Перечня № 1 и (или) разд. 2.3 Перечня № 2.
     

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ?


Для получения заключения (разрешительного документа) заявители, осуществляющие ввоз в Республику Беларусь с территории государства — члена ЕАЭС и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства — члена ЕАЭС опасных отходов, в т.ч. перемещающие их через территорию Республики Беларусь транзитом, будут обязаны представить в Минприроды документы, предусмотренные п. 6.21 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[7] (далее — Единый перечень).

Отметим, что согласно Постановлению № 177 будет изменено наименование соответствующей административной процедуры.

Единый перечень
(в действующей редакции)
(извлечение)

Единый перечень
(в редакции, которая вступит в силу 01.07.2021)
(извлечение)

6.21. Выдача заключений (разрешительных документов) на ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь опасных отходов

6.21. Выдача заключений (разрешительных документов) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства — члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства — члена Евразийского экономического союза опасных отходов, в том числе перемещение их через территорию Республики Беларусь транзитом


При этом сам перечень представляемых документов останется прежним.

Для получения заключения (разрешительного документа) заявители, осуществляющие ввоз на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоз с этой территории опасных отходов, в т.ч. перемещающие их через территорию Республики Беларусь в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, будут обязаны представить в Минприроды документы, предусмотренные п. 6.211 Единого перечня.

В соответствии с Постановлением № 177 также будет изменено наименование соответствующей административной процедуры.

Единый перечень
(в действующей редакции)
(извлечение)

Единый перечень
(в редакции, которая вступит в силу 01.07.2021)
(извлечение)

6.211. Выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в раздел 2.3 Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (приложение № 7)

6.211. Выдача заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с этой территории опасных отходов, в том числе перемещение их через территорию Республики Беларусь транзитом


Перечень документов, которые необходимо представить в Минприроды, будет дополнен заявлением с указанием суммы залога денежных средств, подлежащего внесению в республиканский бюджет при осуществлении ввоза опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещения транзитом через территорию Республики Беларусь.

ВАЖНО
Указание суммы залога денежных средств в заявлении позволит обеспечить информирование заинтересованного лица о необходимости внесения при ввозе опасных отходов в Республику Беларусь или перемещении их транзитом через территорию Республики Беларусь определенной суммы денежных средств в республиканский бюджет в соответствии с Положением о порядке расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению собственником опасных отходов либо уполномоченным им лицом в республиканский бюджет при осуществлении ввоза опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещения транзитом через территорию Республики Беларусь, а также порядке внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата[8].


Кроме того, вводится государственная пошлина за выдачу заключения (разрешительного документа) на перемещение транзитом в размере 5 базовых величин[9].

К СЛОВУ
Положением № 1397, которое утратит силу 01.07.2021, установлено, что при представлении копий документов заявитель обязан предъявить их оригиналы или нотариально засвидетельствовать эти копии. В новом Положении данного требования нет.


Согласно новому Положению решение об отказе в принятии заявления о выдаче заключения (разрешительного документа) принимается в порядке и на основаниях, предусмотренных в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»[10] (далее — Закон об административных процедурах).
 

СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НЕ ИЗМЕНЯТСЯ


Как Положением № 1397, так и новым Положением установлено, что Минприроды в течение 15 рабочих дней рассматривает представленные документы и принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа). При принятии решения о выдаче заключения (разрешительного документа) Минприроды в течение 2 рабочих дней информирует заявителя о принятом решении и необходимости внесения суммы залога денежных средств в республиканский бюджет.

ВАЖНО
Заключение (разрешительный документ) выдается заявителю по форме, утвержденной Решением № 45, подписывается Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды или уполномоченным им заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды и заверяется гербовой печатью.


ИЗМЕНЕН ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ КОТОРЫХ БУДЕТ ВЫДАВАТЬСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В соответствии с Постановлением № 177 вносятся изменения в перечень документов, при предъявлении которых заявитель сможет получить заключение (разрешительный документ).

Положение № 1397
(извлечение)

Новое Положение
(извлечение)

[…]
7. Заявитель получает заключение (разрешительный документ) при предъявлении:

документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на ввоз и (или) вывоз отходов[11];

служебного удостоверения — руководителем юридического лица;

документа, удостоверяющего личность, и доверенности, заверенной в установленном порядке, если заключение (разрешительный документ) получает уполномоченный представитель юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При ввозе отходов в Республику Беларусь или перемещении их транзитом через территорию Республики Беларусь, кроме документов, указанных в части первой настоящего пункта, представляется документ, подтверждающий внесение собственником отходов либо уполномоченным им лицом суммы залога денежных средств в республиканский бюджет.
[…]

[…]
7. Заключение (разрешительный документ) выдается при представлении:

служебного удостоверения, а также документа, удостоверяющего личность[12], — руководителем юридического лица;

свидетельства о государственной регистрации — индивидуальным предпринимателем;

документа, удостоверяющего личность, и доверенности — уполномоченным представителем юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При ввозе опасных отходов в Республику Беларусь или перемещении их транзитом через территорию Республики Беларусь в Минприроды представляется документ, подтверждающий внесение собственником опасных отходов либо уполномоченным им лицом суммы залога денежных средств в республиканский бюджет.
[…]


КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ, НА КОТОРОЕ ВЫДАЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ


По аналогии с Положением № 1397 новым Положением установлено, что заключение (разрешительный документ) выдается на одно перемещение опасных отходов или несколько таких перемещений через пункты пропуска на Государственной границе Республики Беларусь, если опасные отходы имеют одни и те же физические и химические свойства, перемещаются одним и тем же лицом через одни и те же пункты пропуска на территории Республики Беларусь, в пределах срока действия контракта (договора) между экспортером и лицом, отвечающим за использование, и (или) обезвреживание, и (или) захоронение отходов в государстве импорта, или договора(ов), контракта(ов) купли-продажи отходов, но не более чем на 1 год.


ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЧИН ДЛЯ ОТКАЗА В ВЫДАЧЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ


Постановлением № 177 предусмотрено внесение изменений в перечень случаев, при которых заявителю может быть отказано в выдаче заключения (разрешительного документа).

Положение № 1397
(извлечение)

Новое Положение
(извлечение)

[…]
6. В выдаче заключения (разрешительного документа) заявителю отказывается при:

наличии в представленных документах недостоверных сведений;

несоответствии представленных документов требованиям настоящего Положения, другим актам законодательства и международным договорам[13];

ввозе в Республику Беларусь и вывозе из Республики Беларусь отходов в государства и из государств, не являющихся сторонами Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением, подписанной 22 марта 1989 года в г. Базеле, за исключением тех случаев, когда данное государство является стороной международного договора о перемещении отходов через границу, действующего для Республики Беларусь;

вывозе из Республики Беларусь отходов для хранения или захоронения в место назначения южнее 60 градусов южной широты;

вывозе из Республики Беларусь отходов в государство, которое запретило импорт таких отходов и уведомило об этом Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

вывозе из Республики Беларусь отходов в государство, которое не ввело запрета на импорт таких отходов, если государство импорта не дало согласие в письменной форме на конкретную импортную отгрузку.
[…]

[…]
15. Решение об отказе заявителю в выдаче заключения (разрешительного документа) принимается в случаях:

вывоза из Республики Беларусь или ввоза в Республику Беларусь опасных отходов в государства и из государств, не являющихся сторонами Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, за исключением тех случаев, когда данное государство является стороной международного договора о перемещении опасных отходов через границу, действующего для Республики Беларусь;

вывоза из Республики Беларусь опасных отходов для хранения или захоронения в место назначения южнее 60 градусов южной широты;

вывоза из Республики Беларусь опасных отходов в государство, которое запретило импорт таких отходов и уведомило об этом Минприроды;

вывоза из Республики Беларусь опасных отходов в государство, которое не ввело запрет на импорт таких отходов, если государство импорта не дало согласие в письменной форме на конкретную импортную отгрузку;

наличия оснований, предусмотренных в пункте 16[14] раздела IV Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (приложение № 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30);

в иных случаях, предусмотренных в статье 25[15] Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»[16].
[…]


ИСКЛЮЧЕНА ПРОЦЕДУРА ПРИОСТАНОВКИ ДЕЙСТВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ


В соответствии с Положением № 1397 в ряде случаев действие заключения (разрешительного документа) может быть приостановлено по решению Минприроды. Приостановление действия заключения (разрешительного документа) осуществляется на срок устранения выявленных нарушений, но не более чем на 60 календарных дней.

Новым Положением процедура приостановки действия заключения (разрешительного документа) не предусмотрена.


ИЗМЕНЕН ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ, ПРИ КОТОРЫХ ДЕЙСТВИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРЕКРАЩАЕТСЯ


В новом Положении представлен сокращенный перечень причин для прекращения действия заключения (разрешительного документа).

Положение № 1397
(извлечение)

Новое Положение
(извлечение)

[…]
13. Действие заключения (разрешительного документа) прекращается:

по истечении срока, на который оно выдано;

со дня принятия решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о его аннулировании:

в случае неустранения в установленный срок нарушений, повлекших приостановление действия заключения (разрешительного документа)[17];

в случае ликвидации (прекращения деятельности) либо реорганизации заявителя;

в случае выявления после выдачи заключения (разрешительного документа) недостоверных сведений в документах, представленных для его получения;

если заявитель не обращался за получением заключения (разрешительного документа) в течение четырех месяцев со дня принятия решения о его выдаче;

если заявитель представил письменное обращение в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды о принятии решения о прекращении ввоза и (или) вывоза отходов;

по решению суда.
[…]

[…]
10. Действие заключения (разрешительного документа) прекращается:

10.1. по истечении срока, на который оно выдано;

10.2. в случае ликвидации (прекращения деятельности) либо реорганизации заявителя — с даты ликвидации (прекращения деятельности) или с момента реорганизации заявителя;

10.3. в случае выявления несоответствия сведений, указанных в заключении (разрешительном документе), сведениям, полученным в ходе осуществления контроля и надзора за трансграничным перемещением отходов, — со дня принятия Минприроды решения о прекращении действия заключения (разрешительного документа);

10.4. если заявитель представил письменное обращение в Минприроды о принятии решения о прекращении ввоза и (или) вывоза отходов — со дня, указанного в решении Минприроды о прекращении действия заключения (разрешительного документа);

10.5. по решению суда — со дня вступления в силу этого решения.
[…]

 

ВАЖНО
Согласно новому Положению в случаях, определенных в подп. 10.3 и 10.4 п. 10 нового Положения, Минприроды в течение трех рабочих дней (в соответствии с Положением № 1397 — в 3-дневный срок) со дня принятия им решения о прекращении действия заключения (разрешительного документа) письменно уведомляет об этом с указанием оснований для принятия такого решения:

•заявителя;

•таможенные органы и иные заинтересованные государственные органы;

•компетентные органы заинтересованных государств.


Также новым Положением установлено, что решение о прекращении действия заключения (разрешительного документа), принятое Минприроды, может быть обжаловано в суде.


УСТАНОВЛЕНА ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА ЗАКЛЮЧЕНИЙ


Согласно Положению № 1397 Минприроды ведет реестр выданных заключений (разрешительных документов) по форме, определяемой данным Министерством.

В соответствии с новым Положением выданное заключение (разрешительный документ) регистрируется Минприроды в журнале учета заключений (разрешительных документов) по форме согласно приложению к новому Положению.
 

УСТАНОВЛЕН ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В МИНПРИРОДЫ ИНФОРМАЦИИ О ВВОЗЕ И (ИЛИ) ВЫВОЗЕ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ


В соответствии с новым Положением информация о ввозе и (или) вывозе опасных отходов в соответствии с полученным заключением (разрешительным документом) представляется заявителем в Минприроды не позднее 1 месяца с даты окончания срока действия заключения (разрешительного документа) в виде уведомительного письма, содержащего сведения о количестве ввезенных и (или) вывезенных опасных отходов.


ПРЕДУСМОТРЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МИНПРИРОДЫ И ГТК, А ТАКЖЕ МИНПРИРОДЫ И МЧС


Согласно новому Положению:

  • Минприроды и Государственный таможенный комитет организуют информационное взаимодействие посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы в целях передачи сведений о выданных Минприроды заключениях (разрешительных документах), о прекращении действия и аннулировании заключений (разрешительных документов), о совершенных таможенных операциях в отношении товаров, по которым выданы заключения (разрешительные документы);
  • Минприроды и Министерство по чрезвычайным ситуациям организуют информационное взаимодействие посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы в целях передачи копий уведомлений о трансграничной перевозке отходов и документов о перевозке отходов, а также сведений о выданных Минприроды заключениях (разрешительных документах), о прекращении действия и аннулировании заключений (разрешительных документов).
К СЛОВУ
Обмен данными между указанными государственными органами о субъектах хозяйствования, которые осуществляют трансграничное перемещение опасных отходов, наименованиях и объеме перемещаемых ими отходов позволит более качественно осуществлять контроль и надзор за трансграничным перемещением опасных отходов, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при обращении с данным товаром своевременно принимать соответствующие меры реагирования.

 

РЕЗЮМЕ
Принятие Постановления № 177 будет способствовать единообразному применению законодательных норм в области обращения с опасными отходами, совершенствованию порядка регулирования трансграничного перемещения опасных отходов, в т.ч. с учетом требований национального и международного законодательства.
 

[1] В ред. от 01.10.2019.

[2] В ред. от 10.05.2019.

[3] В ред. от 16.03.2021, которая вступит в силу 18.04.2021.

[4] В ред. от 04.09.2017.

[5] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 № 1397.

[6] Подробнее о данном постановлении см.:

  • Лимож Н.И. Утвержден новый порядок выдачи разрешений СИТЕС // Экология на предприятии. 2020. № 12. С. 17–25;
  • Лимож Н.И. Новый порядок выдачи заключений (разрешительных документов) на ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ // Экология на предприятии. № 1. С. 25–32.

[7] Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

[8] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2008 № 231 (в ред. от 30.01.2018).

[9] См. подп. 78.2 п. 78 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

[10] В ред. от 09.01.2017.

[11] Выделено автором.

[12] Здесь и далее выделено автором.

[13] Выделено автором.

[14] Согласно п. 16 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (приложение № 7 к Решению № 30) в выдаче заключения (разрешительного документа) отказывается при наличии следующих оснований:

  • непредставление документов, предусмотренных п. 15 указанного Положения;
  • наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для получения заключения (разрешительного документа);
  • иные основания, предусмотренные законодательством государства — члена ЕАЭС и Базельской конвенцией.

[15] В соответствии со ст. 25 Закона об административных процедурах уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры:

  • в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

[16] Выделено автором.

[17] Здесь и далее выделено автором.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 4 (118), апрель 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.