№ 6, июнь 2021
Купить этот номер в электронном виде
Скачать демо-номер
|
← Назад к номеру журнала
Внесены изменения в Инструкцию о порядке инвентаризации выбросов
Подготовлено редакцией журнала
ВВОДЯТСЯ НОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Инструкция дополнена новыми терминами и их определениями:
- аварийный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух — резкое поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не предусмотренное технологическим регламентом работы источников выделения загрязняющих веществ, и (или) вызванное промышленной аварией на технологическом оборудовании (процессах), иной чрезвычайной ситуацией техногенного характера;
- техническая модернизация — замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.
ИЗМЕНЕН СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ДЛЯ НОВЫХ, МОДЕРНИЗИРУЕМЫХ, РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
Согласно Инструкции в новой редакции инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов) для новых, модернизируемых, реконструируемых стационарных источников выбросов проводится разработчиками в срок не позднее чем через 2 года с даты ввода технологического оборудования в эксплуатацию (ранее срок отсчитывался с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования).
РАСШИРЕН ПЕРЕЧЕНЬ ДАННЫХ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
В соответствии с Инструкцией в новой редакции при проведении инвентаризации выбросов необходимо учитывать в том числе:
- данные, полученные за предшествующий трехлетний период по состоянию на 1 января года, в котором выполняется инвентаризация выбросов, при осуществлении отбора проб и проведении измерений в области охраны окружающей среды, в т.ч. в рамках контроля в области охраны окружающей среды, производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, а также при проведении локального мониторинга окружающей среды;
- нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанные в составе проектной документации.
ДОПОЛНЕН ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ НЕ ПРОВОДИТСЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Инструкцией в новой редакции предусмотрено, что инвентаризация выбросов не проводится для:
- источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов, находящихся на консервации;
- мобильных источников выбросов;
- источников аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (данного пункта ранее не было в Инструкции).
ИЗМЕНЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ АКТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ДЛЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Инструкция в новой редакции предусматривает возможность представления акта инвентаризации в виде одной книги для всех обособленных подразделений организации.
Инструкция
(в редакции, утратившей силу)
(извлечение)
|
Инструкция
(в новой редакции)
(извлечение)
|
[…]
8. […]
Природопользователи, эксплуатирующие или вводящие в эксплуатацию объекты воздействия на атмосферный воздух, расположенные в разных районах города, области, в другой области, зоны воздействия которых не пересекаются, составляют акт инвентаризации отдельно для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, обособленного подразделения (филиала), производственной площадки.
[…]
|
[…]
8. […]
Природопользователи, эксплуатирующие или вводящие в эксплуатацию объекты воздействия на атмосферный воздух, расположенные в разных населенных пунктах, районах города и области, зоны воздействия которых не пересекаются, составляют акт инвентаризации отдельно для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, обособленного подразделения (филиала), производственной площадки. Допускается оформление результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух актом инвентаризации в виде одной книги с выделением разделов по каждому обособленному подразделению (филиалу), производственной площадке[1].
[…]
|
УСТАНОВЛЕНЫ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
В новой редакции Инструкции расширен перечень случаев, при которых необходимо провести корректировку результатов инвентаризации выбросов.
Инструкция
(в редакции, утратившей силу)
(извлечение)
|
Инструкция
(в новой редакции)
(извлечение)
|
[…]
10. В течение периода действия акта инвентаризации природопользователем должна быть проведена корректировка результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отдельных источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов в случаях:
изменения технологии и объемов производства, качества и вида применяемого топлива, сырья или веществ, после проведения реконструкции, ремонта, модернизации технологического, вентиляционного, газоочистного оборудования;
появления дополнительных, установления неучтенных источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов;
установления неучтенных режимов работы источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов;
изменения мест нахождения источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов и других изменений, повлекших за собой существенное увеличение (более 10 % от существующего уровня) качественных и (или) количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или параметров источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов[2].
[…]
|
[…]
10. В течение периода действия акта инвентаризации природопользователем должна быть проведена корректировка результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отдельных источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов в случаях:
установления ранее неучтенных источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов;
установления ранее неучтенных режимов работы источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов;
изменения технологии и (или) объемов производства, качества и вида применяемого топлива, сырья, веществ или материалов и других изменений, не повлекших за собой увеличение качественных и (или) количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или параметров источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов, предусмотренных утвержденной проектной документацией;
введения в действие новых обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, содержащих расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[3];
появления новых и (или) дополнительных источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов, включая оснащение газоочистным оборудованием;
проведения реконструкции, модернизации и (или) технической модернизации, технического переоснащения, ремонта технологического, вентиляционного, газоочистного оборудования, расширения и (или) изменения профиля производства;
изменения качества и вида применяемого топлива, сырья, веществ или материалов, не сопровождающиеся технической модернизацией технологического, вентиляционного, газоочистного оборудования.
[…]
|
Инструкцией в новой редакции также установлены новые сроки для проведения корректировки результатов инвентаризации выбросов в зависимости от причины проведения корректировки.
Инструкция
(в редакции, утратившей силу)
(извлечение)
|
Инструкция
(в новой редакции)
(извлечение)
|
[…]
10. […]
Корректировка результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится не позднее 6 месяцев со дня возникновения обстоятельств, указанных в абзацах втором-пятом части первой настоящего пункта[4], с обоснованием необходимости корректировки нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с Инструкцией о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23 июня 2009 г. № 43.
[…]
|
[…]
10. […]
Корректировка результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с обоснованием необходимости корректировки нормативов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с Инструкцией о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23 июня 2009 г. № 43, проводится:
не позднее 6 месяцев со дня возникновения обстоятельств, указанных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта[5];
не позднее 12 месяцев со дня возникновения обстоятельств, указанных в абзаце пятом части первой настоящего пункта[6];
не позднее двух лет с даты ввода технологического оборудования в эксплуатацию, если возникли обстоятельства, указанные в абзацах шестом и седьмом части первой настоящего пункта[7];
за 2 месяца до начала использования топлива, сырья, веществ или материалов, если возникли обстоятельства, указанные в абзаце восьмом части первой настоящего пункта[8].
[…]
|
Кроме того, Инструкция в новой редакции предусматривает, что:
- при проведении корректировок результатов инвентаризации раздел «Введение» дополняется соответствующей информацией, содержащей сведения о дате каждой из корректировок результатов инвентаризации выбросов (подробно указываются вносимые изменения в результаты инвентаризации, в т.ч. номера стационарных источников выбросов);
- при наличии более 5 корректировок результатов инвентаризации выбросов природопользователь вправе оформить новый акт инвентаризации и разработать проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- в случае изменений качественных и (или) количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, повлекших изменение объекта воздействия на атмосферный воздух, отнесенного к IV или V категории, на объект воздействия на атмосферный воздух, отнесенный к I–III категории, результаты инвентаризации выбросов оформляются новым актом инвентаризации.
ИЗМЕНЕНО УСЛОВИЕ, ПРИ КОТОРОМ МОЖНО ПЕРЕУТВЕРДИТЬ АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
В соответствии с Инструкцией в новой редакции действующий акт инвентаризации переутверждается путем замены его титульного листа при отсутствии изменений качественных и (или) количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или параметров источников выбросов, подтвержденных результатами проведения производственных наблюдений в области охраны окружающей среды.
Ранее критерием было отсутствие существенных изменений (более 10 % от существующего уровня) качественных и (или) количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или параметров источников выбросов.
ВВОДЯТСЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРИСВОЕНИЯ НОМЕРОВ ИСТОЧНИКАМ ВЫБРОСОВ
Согласно новой редакции Инструкции:
- при ликвидации или консервации источника выбросов его номер другому источнику выбросов не присваивается;
- для природопользователей, которые эксплуатируют более 100 источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов, допускается присваивать двухразрядный номер источника выбросов с учетом каждого структурного подразделения, производственной площадки, цеха, обособленной территории объекта. Номер источника выбросов состоит из номера структурного подразделения объекта и сквозного номера источника выбросов.
Например, первому источнику выбросов в цехе № 1 присваивается номер 1.0001 для организованных источников и 1.6001 — для неорганизованных источников выбросов.
В случае отдельно выделенных режимов работы источников выделения загрязняющих веществ и организованных источников выбросов в номере источника выбросов через наклонную черту указывается соответствующий режим.
Например, первому организованному источнику выбросов с двумя отдельно выделенными режимами работы источников выделения загрязняющих веществ присваиваются соответственно номера 0001/1 и 0002/2.
СОКРАЩЕН ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ, ПРИ КОТОРЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАСЧЕТНЫЕ МЕТОДЫ
Ранее Инструкцией было установлено, что расчетные методы используются в том числе для определения выбросов в случае, если валовые выбросы от источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов природопользователя составляют менее 5 т/год с учетом обязательного проведения обследования состояния газоочистных установок инструментальными методами и обязательного подтверждения инструментальными методами соответствия источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов требованиям обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов. В новой редакции Инструкции данного положения нет.
Кроме того, из Инструкции исключено положение, согласно которому при невозможности выбора между расчетным и инструментальным методом инвентаризация выбросов на источнике выделения загрязняющих веществ и (или) источнике выбросов проводится двумя методами, и затем в качестве величины массового выброса выбирается наибольшее из двух значений.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ТАБЛИЦЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
В соответствии с новой редакцией Инструкции раздел «Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» во всех случаях, за исключением случаев, когда инвентаризация выбросов проведена расчетными методами и (или) для объектов воздействия на атмосферный воздух V категории или IV категории со значением относительного показателя опасности объекта воздействия на атмосферный воздух менее 0,1, оформляется по форме согласно приложению 9 к Инструкции в новой редакции.
Отметим, что данное приложение было изложено в новой редакции и представляет собой таблицу, практически аналогичную таблице № 1 приложения 9 к Инструкции в утратившей силу редакции, за исключением некоторых изменений. Так, в таблице теперь необходимо указать в том числе:
- концентрацию загрязняющего вещества при нормальных условиях (температура 273 K, давление 101,3 кПа), установленную в проектной документации (мг/куб. м)[9];
- количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от источника выбросов, по каждому загрязняющему веществу с учетом времени и режимов работы всех источников выделения загрязняющих веществ, подключенных к данному источнику выбросов, установленное в проектной документации (г/с, т/год).
ВАЖНО
Оформление результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме согласно приложению 9 к Инструкции в новой редакции допускается на листах формата А4, если это не приведет к ухудшению восприятия текста, а информация будет легко читаема и понятна.
Для источников выбросов, для которых инвентаризация выбросов проведена расчетными методами, и (или) для объектов воздействия на атмосферный воздух V категории или IV категории со значением относительного показателя опасности объекта воздействия на атмосферный воздух менее 0,1 раздел «Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» оформляется по форме согласно приложению 91 к Инструкции в новой редакции.
Приложение 91, которым была дополнена Инструкция в новой редакции, практически аналогично табл. 2 приложения 9 к Инструкции в утратившей силу редакции, за исключением некоторых изменений. В таблице теперь следует указать в том числе:
- концентрацию загрязняющего вещества при нормальных условиях (температура 273 K, давление 101,3 кПа) (расчетную, установленную в проектной документации и установленную в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах) (мг/куб. м);
- нормативное содержание кислорода (%);
- количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, установленное в проектной документации (г/с, т/год).
РАСШИРЕН ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРИВЕСТИ В РАЗДЕЛЕ «ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ»
Согласно Инструкции в новой редакции в разделе «Выводы и рекомендации» приводится в том числе анализ соответствия величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанным в составе проектной документации.
РАСШИРЕН ПЕРЕЧЕНЬ ДАННЫХ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРИЛОЖИТЬ К АКТУ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Новой редакцией Инструкции предусмотрено, что к акту инвентаризации дополнительно прилагаются обобщенные данные протоколов измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в т.ч. полученные за предшествующий трехлетний период по состоянию на 1 января года, в котором выполняется инвентаризация выбросов, для которых инвентаризация выбросов проводилась инструментальным и инструментально-расчетным методами.
ВАЖНО
При обобщении результатов измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученных при проведении локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, концентрация загрязняющих веществ является средней величиной за календарный год, в котором проводились измерения.
Обобщенные данные протоколов измерений выбросов представляются по форме согласно приложению 13, которым была дополнена Инструкция.
Инструкция
в новой редакции
Извлечение
Приложение 13
к Инструкции
[…]
Форма
Обобщенные данные протоколов измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
№ п/п
|
Наименование производства, цеха, участка
|
Номер источника выбросов и наименование источников выделения загрязняющих веществ
|
Код и наименование загрязняющего вещества
|
Дата проведения измерений/наименование организации, проводившей измерение
|
Методика (метод) измерения
|
Концентрация загрязняющего вещества, мг/куб. м
|
Массовый выброс загрязняющих веществ, г/с
|
указанная в протоколе измерений
|
средняя
|
указанный в протоколе измерений
|
средний
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕЗЮМЕ
В Инструкцию о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух внесен ряд изменений:
•вводятся новые термины и определения;
•дополнен перечень источников выбросов, для которых не проводится инвентаризация;
•установлены новые требования к проведению корректировки результатов инвентаризации выбросов;
•вводятся новые правила присвоения номеров источникам выбросов;
•внесены изменения в таблицы с результатами инвентаризации выбросов;
•расширен перечень данных, которые необходимо приложить к акту инвентаризации, и др.
[3] Здесь и далее выделено редакцией.
[5] То есть в случаях:
- установления ранее неучтенных источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов;
- установления ранее неучтенных режимов работы источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов;
- изменения технологии и (или) объемов производства, качества и вида применяемого топлива, сырья, веществ или материалов и других изменений, не повлекших за собой увеличение качественных и (или) количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или параметров источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов, предусмотренных утвержденной проектной документацией (примеч. ред.).
[6] То есть в случае введения в действие новых обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, содержащих расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (примеч. ред.).
[7] То есть в случаях:
- появления новых и (или) дополнительных источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов, включая оснащение газоочистным оборудованием;
- проведения реконструкции, модернизации и (или) технической модернизации, технического переоснащения, ремонта технологического, вентиляционного, газоочистного оборудования, расширения и (или) изменения профиля производства (примеч. ред.).
[8] То есть в случае изменения качества и вида применяемого топлива, сырья, веществ или материалов, не сопровождающиеся технической модернизацией технологического, вентиляционного, газоочистного оборудования (примеч. ред.).
[9] При отсутствии данных ставится прочерк.
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 6 (120), июнь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Не пропустите новые статьи, следите в социальных сетях:
|