№ 8, август 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Использование отходов 3 класса опасности без лицензии влечет за собой административную ответственность

Рубрика «Судебная практика»

Подготовлено редакцией журнала

СУТЬ ДЕЛА


В результате проверки информации о деятельности ЧТУП «Э» было установлено, что С., являясь руководителем предприятия, допустил осуществление предприятием лицензируемой деятельности по переработке отходов 3 класса опасности (изношенных шин с металлокордом и текстильным кордом) без наличия лицензии.


Правонарушение было квалифицировано контролирующим органом по ч. 1 ст. 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Поскольку доход, полученный ЧТУП «Э» от указанной выше деятельности, не установлен, протокол об административном правонарушении был составлен в отношении руководителя предприятия С.

 


ОТВЕТЧИК ПРИЗНАЛ ВИНУ


С. в протоколе опроса признал вину в совершении вменяемого правонарушения.


Он пояснил, что предприятие расположено по адресу г. Б., ул. К. и по тому же адресу находится его производственный цех.


При обращении в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды по поводу получения лицензии на использование и переработку отходов 1–3 классов опасности С. было получено устное разъяснение о том, что производственный участок находится в зоне объекта историко-культурного наследия, поэтому в выдаче лицензии при обращении за таковой будет отказано.


С. указал, что, поскольку оборудование было приобретено за счет кредитов, которые необходимо было выплачивать, им было принято решение начать деятельность без лицензии. Однако после поступления предписания инспекции по природным ресурсам деятельность была приостановлена.

 


ВЫВОДЫ СУДА


Изучив материалы дела, экономический суд области пришел к следующим выводам.


Согласно п. 214 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности[1] лицензируемая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, включает работы и услуги, указанные в п. 14 приложения 1 к данному Положению. Подпунктом 14.2 приложения к таким видам деятельности отнесено использование отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов.


В соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь»[2] изношенные шины с металлокордом (5750201) и изношенные шины с текстильным кордом (5750202) отнесены к отходам 3 класса опасности.


Материалами дела было подтверждено и признано С., что ЧТУП «Э» осуществляло деятельность по переработке использованных шин в резиновую крошку.


На основании вышеизложенного суд посчитал доказанной вину С. как руководителя ЧТУП «Э» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.3 КоАП.
 

КоАП
Извлечение
1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
[…]

 

В соответствии с ч. 7 ст. 1.5 КоАП административная ответственность должна быть гуманной. Наложение административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, не имеет своими целями унижение его человеческого достоинства, причинение ему физических или нравственных страданий.
 

В связи с этим при назначении наказания суд учитывал как совершение С. правонарушения впервые, признание вины, отсутствие информации об обстоятельствах, отягчающих ответственность, так и осознанное совершение С. правонарушения и достаточно длительный период осуществления безлицензионной деятельности, которая могла повлечь причинение вреда окружающей среде.

 

РЕЗЮМЕ
Суд посчитал необходимым подвергнуть С. штрафу в размере 20 базовых величин. По мнению суда, наложенное административное взыскание адекватно тяжести совершенного административного правонарушения.
 

[1] Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (в ред. от 13.08.2020).

[2] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 8 (122), август 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.