№ 8, август 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Коммунальное обслуживание в сельской местности

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Г.Н. Ерилин, эколог, ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ


Согласно п. 6 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций»[1] (далее — СанПиН № 110) территории населенного пункта и организаций, в т.ч. территории, закрепленные за организациями для обслуживания решением местных исполнительных и распорядительных органов, должны содержаться в чистоте.

В соответствии с п. 7 СанПиН № 110 на территории населенного пункта и организаций должны соблюдаться следующие требования:

  • водостоки (канавы), дождевая канализация и система поверхностного ливневого водосбора должны быть в исправном состоянии и систематически, но не реже двух раз в год, очищаться;
  • тротуары и пешеходные зоны, крыльцо и ступеньки зданий и сооружений в зимнее время должны ежедневно и по мере необходимости очищаться от снега, наледи и посыпаться противогололедными средствами, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
  • пешеходные зоны, остановки общественного наземного пассажирского транспорта, автомобильные дороги и стоянки, улицы, подъездные пути к жилым и общественным зданиям должны иметь твердое покрытие, своевременно ремонтироваться и очищаться по мере загрязнения;
  • наружное освещение городских и сельских населенных пунктов должно соответствовать требованиям ТКП 45-2.04-153-2009 (02250) «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования»[2].


КТО ОБЯЗАН ПРОВОДИТЬ РАБОТЫ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ?


Согласно п. 4 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов[3] (далее — Правила № 1087) работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории осуществляются землепользователями за счет собственных средств в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и согласно законодательству об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, охране и использовании земель, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды (далее — ООС) и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве, а также жилищному законодательству.

СЛОВАРЬ
Содержание (эксплуатация) территории — комплекс мероприятий по санитарной очистке, уборке территории и ремонту расположенных на ней элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в т.ч. геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным территориям (объектам), требованиям нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов (далее — ТНПА) (п. 3 Правил № 1087).


На землях общего пользования[4] обязанности землепользователей по благоустройству, содержанию (эксплуатации) территории осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами или уполномоченными ими юридическими лицами (специализированными организациями), если иное не установлено Правилами № 1087 и иными актами законодательства.

Информация о специализированных организациях, которые осуществляют работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории, приведена в таблице (в ней упомянуты лишь те организации, деятельность которых актуальна для сельской местности).

Таблица. Специализированные организации, осуществляющие работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории

Типы организаций

Функции организаций

Специализированные организации по санитарной очистке территории

Согласно схемам обращения с коммунальными отходами (далее — КО) осуществляют мероприятия по сбору, разделению по видам, удалению КО и (или) их обезвреживанию, использованию, захоронению в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. ТНПА, в сфере обращения с КО.

Соблюдение данными организациями указанных требований обеспечивают местные исполнительные и распорядительные органы

Специализированные организации по содержанию улично-дорожной сети

В пределах границ обслуживания осуществляют в соответствии с требованиями ТНПА мероприятия по содержанию (эксплуатации), ремонту и уборке:

  • тротуаров и проезжей части улиц, площадей, мостов, подъездов, проездов, а также сквозных проездов в жилой застройке, в т.ч. на землях общего пользования кварталов индивидуальной жилой застройки, автомобильных парковок, автомобильных стоянок, велосипедных стоянок, транспортно-пересадочных узлов, пешеходных путей (тротуары, аллеи, бульвары, пешеходные улицы и площади, надземные, наземные и подземные пешеходные переходы, лестницы, пешеходные и велосипедные дорожки);
  • выездов и примыканий к улицам до жилой застройки на расстоянии до 15 м от борта проезжей части;
  • подпорных стенок, навесов, павильонов и малых архитектурных форм, установленных на остановках общественного транспорта;
  • площадок для маневрирования и стоянки автобусов, троллейбусов, сопряженных с проезжей частью трамвайных путей на договорной основе с организациями, в ведении которых они находятся;
  • других закрепленных в установленном порядке территорий

Специализированные организации по содержанию наружного освещения

Осуществляют содержание (эксплуатацию) элементов наружного освещения в соответствии с требованиями законодательства, в т.ч. ТНПА

Специализированные организации по озеленению

Осуществляют:

  • санитарную очистку и уборку территорий парков, лесопарков, скверов, бульваров, садов, аллей и проездов, малых архитектурных форм, ограждений и других обслуживаемых сооружений;
  • санитарную очистку и уборку расположенных вдоль улиц озелененных территорий;
  • санитарную очистку и уборку других закрепленных в установленном порядке территорий


В то же время к выполнению работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния территорий земель общего пользования населенных пунктов, в т.ч. прилегающих к предоставленным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (находящимся у них) земельным участкам и прилегающих к предоставленным гражданам (находящимся у них) земельным участкам (далее — соответствующие территории), могут привлекаться юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане. Это предусмотрено Положением о порядке определения размеров (пределов) территорий земель общего пользования населенных пунктов для выполнения работ по поддержанию их надлежащего санитарного состояния[5] (далее — Положение № 430).

Так, согласно п. 2 Положения № 430 соответствующее решение принимается исполнительными комитетами базового и первичного территориальных уровней и направляется заинтересованным лицам в течение 5 рабочих дней после его принятия. Информация о принятом решении размещается на информационных стендах, официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов в сети Интернет и может распространяться иными доступными способами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Принятые решения могут быть обжалованы в вышестоящий местный исполнительный и распорядительный орган.


Размеры (пределы) соответствующих территорий устанавливаются исходя из следующих параметров:

  • при привлечении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (п. 5 Положения № 430):

– для земельных участков, на которых расположены нежилые здания (сооружения), за исключением объектов, для которых Положением № 430 установлено иное, — со стороны фасада здания (сооружения), располагаемого вдоль проезжей части улицы от границы земельного участка до тротуара (в случае его отсутствия — до границы проезжей части улицы, дороги), по остальным сторонам земельного участка закрепляется половина расстояния разрыва до границы соседнего земельного участка, но не более 30 м;

– для земельных участков, на которых расположены промышленные объекты, располагаемые вдоль проезжей части улицы, — от границы земельного участка до тротуара (в случае его отсутствия — до границы проезжей части улицы, дороги), по остальным сторонам земельного участка закрепляется половина расстояния разрыва до соседнего земельного участка, но не более 30 м, а в случае, если земельный участок граничит с землями сельскохозяйственного назначения, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесного фонда[6], — до границы таких земель, но не более 5 м от границы земельного участка;

– для земельных участков, на которых расположены автозаправочные станции, автогазозаправочные станции, автомоечные пункты, шиномонтажные мастерские и станции технического обслуживания, — в пределах от 15 до 100 м от границы земельного участка, а также подъезды и парковки к этим объектам;

ВАЖНО
Для земельных участков, которые предоставлены (находятся в пользовании) бюджетным организациям, товариществам собственников и организациям застройщиков многоквартирных жилых домов, размеры (пределы) соответствующих территорий определяются по периметру в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков.
  • при привлечении граждан — от границы предоставленного гражданину (находящегося у него) земельного участка до тротуара (в случае его отсутствия — до границы проезжей части улицы, дороги), по остальным сторонам земельного участка — не более 10 м или половина расстояния разрыва до соседнего земельного участка, но не более 10 м (п. 6 Положения № 430).
ВАЖНО
В соответствии с п. 7 Положения № 430 размеры (пределы) соответствующих территорий при привлечении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан для выполнения работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния для земельных участков, предоставленных для обслуживания индивидуальных гаражей, расположенных на дворовых территориях, а также земельных участков, предоставленных для строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств, определяются не более 5 м по периметру земельного участка.


Перечень и периодичность работ, которые должны проводиться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на соответствующих территориях согласно решению исполкома, приведены в приложении к Положению № 430.
 

Положение № 430
Извлечение
Приложение

Перечень работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на соответствующих территориях и периодичность их выполнения

1. Очистка и уборка территорий (подметание покрытий, уборка от случайного мусора, очистка урн от мусора) — по мере необходимости.

2. Санитарно-гигиенические и технологические мероприятия (обрезка, скашивание, удаление отходов и другое) при выполнении работ по уходу за объектами озеленения (газоны, иные зеленые насаждения) — по мере необходимости (с мая по сентябрь).

3. Расчистка от снега и наледи всех видов покрытий, обработка противогололедными средствами — по мере необходимости (в зимний период), в условиях обильных снегопадов, метелей и гололедицы — постоянно, но не реже одного раза в сутки.

4. Сбор, разделение по видам и удаление коммунальных отходов — в соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами.

5. Очистка и уборка водоотводных систем открытого типа, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод (канавы, лотки, кюветы), — по мере необходимости.

 

ЧТО ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ БЛАГОУСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ (ЭКСПЛУАТАЦИЯ) ТЕРРИТОРИИ?


Согласно п. 5 Правил № 1087 благоустройство и содержание (эксплуатация) территории включают в себя в том числе:

  • строительство и содержание (эксплуатацию):

– транспортной инфраструктуры (улицы, проезды, подъезды, мосты, транспортно-пересадочные узлы, площади, автомобильные стоянки, автомобильные парковки, велосипедные стоянки, пешеходные пути (тротуары, аллеи, бульвары, пешеходные улицы и площади, надземные, наземные и подземные пешеходные переходы, лестницы, пешеходные и велосипедные дорожки);

– водоотводных систем и устройств улиц, в т.ч. открытого типа (канавы, лотки, кюветы) и закрытого типа (коллекторы);

  • санитарную очистку и уборку территории[7], состоящие из:

– сбора, разделения по видам и удаления КО в соответствии со схемами обращения с КО;

– ежедневной уборки (очистки от песка, отходов, всех видов снежных, ледяных и снежно-ледяных образований), обработки при необходимости противогололедными средствами, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством, проезжей части улиц, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек и иных элементов улично-дорожной сети, лестниц и пандусов, а также проездов в жилых зонах;

– очистки водоотводных систем и устройств;

– очистки элементов наружного освещения, технических средств организации дорожного движения;

– ежедневной очистки и уборки урн и других малых архитектурных форм, а также территорий спортивных, детских и хозяйственных площадок;

– очистки зданий и сооружений, элементов благоустройства от надписей, листовок, объявлений, плакатов;

  • обращение с объектами растительного мира (далее — ОРМ), обеспечивающее их санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные и эстетические функции, состоящее из:

– озеленения территорий;

– содержания (эксплуатации) объектов озеленения, включая технологическое (применение средств защиты растений, регуляторов их роста, удобрений, обрезка, прополка, рыхление, полив растений) и санитарное (ежедневная уборка озелененных территорий, удаление отходов);

– удаления ОРМ, находящихся в ненадлежащем, в т.ч. аварийном, состоянии;

– регулирования распространения и численности борщевика Сосновского и иных видов инвазивных растений, которые оказывают вредное воздействие и (или) представляют угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан;

– своевременного скашивания и удаления сорных растений[8] и др.

ВАЖНО
В соответствии с п. 24 Правил № 1087 благоустройство и содержание (эксплуатация) земельного участка, предоставленного для обслуживания одноквартирного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, включают в себя в том числе:
  • строительство и содержание (эксплуатацию) вольеров для животных и ограждения придомовой территории высотой не менее 1,7 м в случае выгула животных;
  • санитарную очистку и уборку территории, в т.ч. сбор и удаление КО;
  • обращение с ОРМ, состоящее из:

– озеленения и использования разрешенных к применению средств защиты растений, регуляторов их роста, удобрений, а также обрезки, рыхления, полива растений;

– удаления ОРМ, находящихся в ненадлежащем, в т.ч. аварийном, состоянии;

– регулирования распространения и численности борщевика Сосновского и иных видов инвазивных растений, своевременного скашивания и удаления сорных растений.

Согласно п. 26 Правил № 1087 содержание (эксплуатация) территории в зимний период включает расчистку от снега и наледи проезжей части и пешеходных дорожек, вывоз снега и наледи на согласованные в установленном порядке площадки складирования снега.

В соответствии с п. 39 Правил № 1087 содержание (эксплуатация) территории в летний период включает:

  • мойку проезжей части и тротуаров улиц, площадей, набережных, мостов, путепроводов, других элементов улично-дорожной сети, а также пешеходных и велосипедных дорожек, которая производится после уборки песка и отходов в ночную смену, а в дневное время — по мере необходимости с недопущением при этом выбивания струей воды песка и отходов на тротуары и прилегающие озелененные территории, близко расположенные здания и сооружения;
  • санитарную очистку и уборку озелененных территорий (проездов, площадок, пешеходных дорожек (аллей) и прилегающих к ним тротуаров в течение рабочего времени в летний период с 15 марта до 15 ноября с 6.30 до 15.30, а их полив — по мере необходимости одновременно с уборкой (в случае необходимости производится их дополнительная уборка);
  • уборку проездов в жилых зонах, тротуаров и придомовых территорий утром и вечером (два раза в день) с 7 до 23 ч;
  • очистку системы дождевой канализации не менее двух раз в год (после очистки смотровых и дождеприемных колодцев извлеченные отходы подлежат немедленному вывозу);
  • в жаркие дни при температуре плюс 25 °C и выше в дневное время дополнительную мойку проезжей части улиц, площадей, полив тротуаров и проездов в жилых зонах.


ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ


Согласно п. 16 Правил № 1087 на всех улицах, площадях, остановках общественного транспорта, у входа в административные и общественные здания, возле объектов розничной торговли, мелкорозничной торговой сети, в парках, скверах и других местах общественного пользования устанавливаются урны для отходов. Очистка урн производится по мере заполнения (не более 70 % объема), но не реже двух раз в сутки.

В соответствии с п. 5 СанПиН № 110 санитарная очистка населенного пункта (т.е. мероприятия по сбору, разделению по видам и удалению КО) должна быть организована в соответствии со схемой обращения с КО, разработанной, согласованной и утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Согласно п. 7 СанПиН № 110 на территории населенного пункта и организаций запрещается:

  • размещать твердые отходы в неустановленных местах;
  • сливать (сбрасывать) жидкие отходы на землю, в ливневую канализацию, водные объекты;
  • устанавливать стационарно емкости для сбора твердых отходов на проезжих частях улиц населенных пунктов, тротуарах, озелененной территории;
  • складировать тару и запасы товаров на территории, прилегающей к торговым объектам;
  • складировать и хранить более 72 ч на территориях, прилегающих к земельным участкам, в т.ч. проезжей части улиц, дрова, торф, уголь, песок, строительные материалы и строительный мусор.

Сбор твердых отходов должен осуществляться на оборудованных контейнерных площадках. Складировать крупногабаритный мусор на прилегающей к контейнерной площадке территории запрещается (п. 16 СанПиН № 110).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Правила обращения с КО установлены ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами»[9] (далее — ТКП).


В соответствии с пп. 17 и 18 СанПиН № 110, пп. 13.2 и 13.3 ТКП контейнерные площадки для сбора КО должны соответствовать следующим требованиям:

  • содержаться в чистоте;
  • иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз КО;
  • быть оборудованы твердым водонепроницаемым покрытием;
  • иметь ограждение с трех сторон на высоту выше емкостей для сбора КО, но не менее 1,5 м из любого материала, обеспечивающего ветрозащиту (не допускается использовать в качестве ограждения стекло, брезент и пластиковые сетки);
  • быть удалены на расстояние не менее 20 м от:

– окон жилых домов;

– окон учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания;

– физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения;

  • размеры контейнерных площадок должны превышать по всему периметру размеры емкостей для сбора КО.

Согласно п. 13.5 ТКП на контейнерной площадке:

  • организуется сбор крупногабаритных и строительных отходов, изношенных шин;
  • устанавливаются контейнеры для сбора смешанных КО, вторичных материальных ресурсов и иных отходов.

Контейнерная площадка должна иметь перегородки для сбора разных видов КО.

В соответствии с п. 18 СанПиН № 110 и разд. 11 ТКП контейнеры для сбора КО, в т.ч. для сбора ВМР, должны соответствовать следующим требованиям:

  • изготавливаться из материалов, допускающих проведение мойки и дезинфекции;
  • находится в технически исправном состоянии;
  • оборудоваться крышками;
  • иметь цветовую маркировку:

– черный контейнер — для сбора смешанных КО;

– синий контейнер — для сбора отходов стекла;

– зеленый контейнер — для сбора отходов бумаги и картона;

– желтый контейнер — для сбора отходов пластмасс.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Цветовая маркировка металлических оцинкованных контейнеров не обязательна.


Согласно п. 11.5 ТКП для сбора КО, в т.ч. для сбора ВМР, образующихся в одноквартирных (блокированных) жилых домах в секторе индивидуальной жилой застройки:

  • рекомендуется использовать контейнеры объемом 120 и 240 л;
  • при условии организации планового вывоза отходов согласно установленному графику допускается сбор КО в мусорные мешки;
  • для вывоза КО контейнеры для сбора отходов (мусорные мешки) должны быть установлены на обочине дороги либо в специально определенном месте.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Количество контейнеров для сбора КО рассчитывается исходя из норматива образования КО, морфологического состава и периодичности их вывоза (п. 11.6 ТКП).


Согласно п. 4.4 ТКП одной из задач организации обращения с КО является 100%-ный охват населения раздельным сбором КО. При этом юридические лица, обслуживающие жилые дома, и организации по обращению с КО, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, должны создавать условия для сбора КО и их разделения по видам. В случае если населением не обеспечено разделение КО по видам, то их разделение по видам должны осуществлять юридические лица, обслуживающие жилые дома, либо организации по обращению с КО, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, на станциях сортировки КО.

В соответствии с п. 4.7 ТКП не допускается:

  • смешивание раздельно собранных КО с целью их перевозки;
  • смешивание раздельно собранных КО и смешанных КО в транспортном средстве.

Согласно п. 4.8 ТКП смешанные КО и ВМР должны вывозиться раздельно.

ВАЖНО
Вывоз (удаление) КО потребления осуществляется по графику, указанному в схеме обращения с КО, и (или) по заявкам собственников отходов потребления (п. 4.9 ТКП).


УХОД ЗА ОЗЕЛЕНЕННЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ В ГРАНИЦАХ ЗЕМЕЛЬ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


Согласно п. 3 Правил содержания озелененных территорий[10] (далее — Правила № 1) содержание озелененных территорий в границах земель общего пользования населенных пунктов осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы, в чьем ведении находятся эти земельные участки или водные объекты, либо специально уполномоченные ими юридические лица.

СЛОВАРЬ
Озелененные территории общего пользования — парки, скверы, бульвары, городские леса, ботанические сады, дендрологические парки, а также расположенные на землях общего пользования населенных пунктов зоны отдыха, зоны кратковременной рекреации у воды, озелененные участки общественных центров общегородского и районного значения, прочие озелененные территории (озелененные территории в границах санитарно-защитных зон, территории противоэрозионных и придорожных насаждений, насаждений вдоль улиц населенных пунктов в границах красных линий, озелененных участков в жилой застройке) (ст. 331 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»[11]; далее — Закон о растительном мире).


В соответствии с п. 6 Правил № 1 для поддержания озелененных территорий в надлежащем состоянии уполномоченные лица обеспечивают регулярное проведение необходимого комплекса агротехнических, технологических, санитарных и иных мероприятий, в т.ч.:

  • санитарную очистку (при необходимости);
  • принятие мер по недопущению складирования на озелененных территориях убираемого снега и сколов льда вне определенных площадок для складирования снега в соответствии с законодательством об ООС и рациональном использовании природных ресурсов;
  • удаление сломанных деревьев, кустарников или их частей;
  • регулярное и своевременное проведение мероприятий по выявлению и борьбе с вредителями и возбудителями болезней растений;
  • обследование состояния и охрану озелененных территорий;
  • своевременное проведение мероприятий по регулированию распространения и численности растений, распространение и численность которых подлежат регулированию[12];
  • иные мероприятия.

На основании п. 5 Правил № 1 при рассмотрении обращений по вопросам обрезки деревьев, кустарников и иных работ на озелененных территориях уполномоченное лицо проводит обследование и определяет целесообразность и возможность выполнения таких работ на растениях.


Уборка листвы


В соответствии с п. 15 Правил № 1 уборка опавшей листвы в первую очередь осуществляется с центральных улиц, проспектов и площадей городского значения, затем с иных территорий. На озелененных территориях уборка опавшей листвы осуществляется между проезжей частью и тротуарами, а также между тротуарами, зданиями и сооружениями, с прочих озелененных территорий на ширину 10 м вдоль тротуара или проезжей части (при отсутствии тротуара).

В парках уборка опавшей листвы осуществляется на входной зоне, вокруг детских, спортивных и других площадок, в зоне размещения аттракционов, вдоль пешеходных дорожек на ширину 5 м.

В скверах и на бульварах уборка опавшей листвы осуществляется первоначально вдоль транзитных пешеходных связей, затем вдоль площадок и прогулочных дорожек.

На территориях древесных массивов естественного происхождения в лесопарках, рощах и садах уборка опавшей листвы осуществляется на ширину 5 м вдоль дорожек и площадок.

На дворовых территориях и в местах общего пользования в районах жилой застройки уборка опавшей листвы осуществляется на всей площади.

Листва после уборки вывозится на полигоны захоронения твердых коммунальных отходов или площадки для компостирования[13], сжигание ее не осуществляется. Работы по уборке листвы завершаются после максимального листопада.


Кошение газонов


Согласно п. 48 Правил № 1 для активизации дернообразовательного процесса и кущения трав, повышения устойчивости и декоративности газона проводится его систематическое скашивание с высотой среза не ниже 3–5 см от поверхности почвы.

В весенний период к косьбе газонов приступают при отрастании травяного покрова на высоту 10–15 см. Первый укос вновь созданного газона проводится, когда травяной покров достигает 15–20 см. В зависимости от погодных условий периодичность скашиваний меняется и выполняется по мере отрастания.

Газоны стригут один раз в 7–10 дней при высоте травяного покрова 10–15 см, высота оставляемого травяного покрова — 3–5 см.

Обыкновенные газоны на территории жилой застройки скашивают при высоте травяного покрова 10–15 см, высота оставляемого травяного покрова — 3–5 см.

Скошенная трава с газонов подлежит удалению в течение двух суток после скашивания (п. 49 Правил № 1).
 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Согласно ст. 20 Закона о растительном мире:

•сжигание растительных остатков на территориях общего пользования в населенных пунктах, за исключением специально обустроенных для этого мест, определенных решениями местных исполнительных и распорядительных органов, не допускаются, а на остальных территориях допускаются с соблюдением требований в области ООС и правил пожарной безопасности;

•выжигание сухой растительности (сухих растений) и ее остатков на корню запрещается, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об ООС, об охране и использовании животного мира и в области организации деятельности по обеспечению пожарной безопасности.


Применение удобрений и средств защиты растений


Согласно п. 17 Правил № 1 для борьбы с вредителями и болезнями растений, используемых при озеленении, а также сорной растительностью используются средства защиты растений, разрешенные к применению в населенных пунктах и включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь[14].

В соответствии с п. 24 Правил № 1 для активизации жизнеспособности и повышения устойчивости растений, используемых при озеленении, произрастающих в антропогенных условиях, обеспечения их элементами почвенного питания осуществляется внесение минеральных, органических и комплексных удобрений.

ВАЖНО
Применяемые удобрения должны соответствовать следующим основным требованиям:

•быть безопасными для людей и животных;

•не оказывать отрицательного влияния на почвенные микроорганизмы, рост и развитие растений, используемых при озеленении;

•быть сбалансированы по составу, срокам и последовательности внесения, состав вносимых удобрений должен отвечать фактической потребности деревьев.


Согласно п. 20 Санитарных норм и правил «Требования к применению, условиям перевозки и хранения пестицидов (средств защиты растений), агрохимикатов и минеральных удобрений»[15] (далее — СанПиН № 149) на границе участков, обрабатываемых и обработанных пестицидами (средствами защиты растений), агрохимикатами и минеральными удобрениями, должны быть выставлены единые знаки безопасности с надписью «Обработано пестицидами (средствами защиты растений), агрохимикатами и минеральными удобрениями» на расстоянии в пределах видимости от одного знака до другого, которые должны контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Знаки убираются только после окончания срока ожидания до уборки урожая и срока ожидания до выхода людей на обрабатываемые участки.

Руководители работ обязаны обеспечить оповещение населения, собственников (владельцев) пасек близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, о запланированных работах (за 4–5 сут.) через средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, Интернет), объявления в населенных пунктах (п. 21 СанПиН № 149).

В соответствии с п. 122 СанПиН № 149 организация не менее чем за 10 дней до начала применения пестицидов (средств защиты растений) и агрохимикатов обязана широко информировать через средства массовой информации население и организации, в т.ч. и оздоровительные, о предстоящей обработке лесов с указанием сроков проведения работ, конкретных лесничеств и основных профилактических мероприятий. На расстоянии не менее чем 300 м от границы участков, подлежащих обработке, на всех дорогах и просеках лесхозом (леспромхозом) устанавливаются щиты размером 1 × 1,5 м с предупредительными надписями: «Осторожно! Применены пестициды (средства защиты растений) и (или) агрохимикаты!»; «Запрещается пребывание людей до... (дата), сбор грибов и ягод до... (дата)» и др.

При наземном опрыскивании пестицидами (средствами защиты растений), агрохимикатами и минеральными удобрениями санитарные разрывы от населенных пунктов, источников питьевого и санитарно-бытового водопользования, мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами должны составлять не менее 50 м (п. 50 СанПиН № 149).


КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ?


В настоящее время функционирует единый контакт-центр ЖКХ, куда можно позвонить по короткому номеру 115 для связи с коммунальными службами. Кроме того, есть возможность создать заявку на сайте 115.бел. В сложных случаях можно оставлять электронные обращения на сайтах районных исполнительных комитетов.


КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ УКАЗАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ?


Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях:

  • незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (ст. 16.40);
  • нарушение требований законодательства об обращении с отходами влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — до 1000 базовых величин (ст. 16.44);
  • нарушение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин (ст. 17.5);
  • загромождение улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами влечет наложение штрафа в размере до 5 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 5 до 10 базовых величин, а на юридическое лицо — от 10 до 20 базовых величин (ч. 1 ст. 22.10);
  • нарушение других правил благоустройства и содержания населенных пунктов, а равно невыполнение работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на территориях земель общего пользования населенных пунктов, в т.ч. на прилегающих к предоставленным гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (находящимся у них) земельным участкам территориях, влекут наложение штрафа в размере до 25 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 100 базовых величин (ч. 2 ст. 22.10).

 


[1] Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110 (в ред. от 12.10.2015).

[2] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.10.2009 № 338.

[3] Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087 (в ред. от 25.05.2018).

[4] Земли общего пользования — земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами (ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о земле; далее — Кодекс о земле).

[5] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2020 № 430.

[6] В соответствии со ст. 6 Кодекса о земле:

  • земли сельскохозяйственного назначения — земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства;
  • земли природоохранного назначения — земельные участки, предоставленные для размещения заповедников, национальных парков и заказников;
  • земли оздоровительного назначения — предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами;
  • земли рекреационного назначения — земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма;
  • земли историко-культурного назначения — земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов;
  • земли лесного фонда — лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства.

[7] В соответствии с п. 3 Правил № 1087:

  • санитарная очистка территории — мероприятия по сбору, разделению по видам и удалению КО в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами;
  • уборка территории — совокупность мероприятий, осуществляемых в целях приведения территории в санитарное состояние, соответствующее требованиям законодательства о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об ООС и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве.

[8] Сорные растения — травянистые растения, нарушающие условия произрастания, необходимые для обеспечения жизнедеятельности растений, выращиваемых и используемых в целях озеленения (п. 3 Правил № 1087).

[9] Утвержден постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.07.2020 № 13/4-Т.

Подробный комментарий к данному документу см.: Михайлов А.А. Утверждены новые правила обращения с коммунальными отходами // Экология на предприятии. 2020. № 11. С. 26–39 (примеч. ред.).

[10] Утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 13.01.2020 № 1.

[11] В ред. от 18.12.2018.

[12] Перечень видов растений, распространение и численность которых подлежат регулированию, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1002 (в ред. от 19.07.2021).

[13] Подробнее о компостировании опавшей листвы см.: Ковш А.Л., Плышевский С.В. Приготовление биокомпостов из опавших листьев для культурного земледелия // Экология на предприятии. 2021. № 8. С. 84–96 (примеч. ред.).

[15] Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.09.2012 № 149 (в ред. от 02.03.2016).

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 8 (122), август 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.