№ 8, август 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Внутренний контроль (аудит) в области охраны окружающей среды

Рубрика «Системы управления»

А.А. Михайлов, эколог

Проведение внутренних аудитов способствует выявлению имеющихся на предприятии проблем, рисков и несоответствий. Кроме того, в ходе внутренних аудитов проводится мониторинг работ по устранению ранее выявленных несоответствий. Подтверждением результативности принятых мер может служить оценка улучшенной способности организации решать поставленные задачи. Внутренние аудиты также могут быть направлены на определение лучших практик, которые могут использоваться в других направлениях деятельности организации.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Правовые основания для проведения внутреннего аудита содержатся в следующих нормативных правовых актах:

  • Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»[1] (далее — Закон о хозяйственных обществах);
  • Национальные правила аудиторской деятельности «Использование результатов работы внутреннего аудита»[2] (далее — Правила № 9);
  • Национальные правила аудиторской деятельности «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской и (или) финансовой отчетности»[3] (далее — Правила № 203).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНУТРЕННЕМ АУДИТЕ

Согласно ст. 61 Закона о хозяйственных обществах для проведения постоянного внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности хозяйственного общества в соответствии с его уставом может быть создана контрольно-ревизионная служба, порядок работы которой устанавливается соответствующим локальным правовым актом хозяйственного общества, утвержденным общим собранием его участников.

СЛОВАРЬ
Внутренний аудит — организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами аудируемого лица система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Он может быть организован в форме внутренних аудиторов или групп внутренних аудиторов. Роль и функции внутреннего аудита определяются руководством аудируемого лица и целями его развития (п. 4 Правил № 9).


Порядок проведения внутреннего аудита детально не регламентирован положениями законодательства и определяется каждым предприятием индивидуально. Существуют лишь общие правовые нормы, которые устанавливают назначение внутреннего аудита.

СЛОВАРЬ
Согласно п. 2 Правил № 203 система внутреннего контроля — совокупность методов управления, организационных мер, методик и процедур, принятых и осуществляемых собственниками, руководством и другими работниками аудируемого лица, для обеспечения:

•эффективности, результативности и соответствия законодательству совершаемых хозяйственных операций;

•сохранности активов;

•выявления, исправления и предотвращения искажений информации на уровне бухгалтерской и (или) финансовой отчетности в целом и на уровне предпосылок ее подготовки;

•достоверности бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудируемого лица.


В соответствии с п. 23 Правил № 203 система внутреннего контроля состоит из следующих элементов:

  • контрольная среда;
  • процесс оценки аудируемым лицом рисков хозяйственной деятельности;
  • информационные системы, связанные с процессом подготовки бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;
  • контрольные действия;
  • процесс оценки и анализа руководством аудируемого лица функционирования системы внутреннего контроля.
ВАЖНО
Система внутреннего аудита в области охраны окружающей среды является частью системы внутреннего аудита, созданного на предприятии.


Организационно система аудита в организации может формироваться путем образования отдельного структурного подразделения либо путем комиссионного выполнения внутреннего аудита. В случае создания отдельного структурного подразделения оно должно подчиняться руководителю или одному из заместителей руководителя и быть независимым от других подразделений. Отчеты о результатах контрольных мероприятий должны представляться лишь назначившему их руководству.

 

[1] В ред. от 05.01.2021.

[2] Утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 07.02.2001 № 9 (в ред. от 14.01.2021).

[3] Утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2008 № 203 (в ред. от 14.01.2021).

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 8 (122), август 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Получить статью целиком бесплатно