№ 9, сентябрь 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Что делать с использованной тарой и упаковкой от нефтепродуктов?

Рубрика «Обращение с отходами»

А.А. Михайлов, эколог

ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «НЕФТЕПРОДУКТЫ»?

Согласно ст. 1 Соглашения о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам1 нефтепродукты — готовые продукты, получаемые при переработке нефти.

Под нефтепродуктами понимается широкая номенклатура товаров.

Так, в соответствии с ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» (далее — ГОСТ 1510-84) к нефтепродуктам относятся в том числе:

  • газы углеводородные сжиженные топливные;
  • топлива:

– бензины авиационные;

– бензины автомобильные;

– топлива для реактивных двигателей, нафтил, керосины;

– топлива дизельные;

– печное бытовое топливо;

– топливо нефтяное (мазуты, для газотурбинных установок), топливо моторное, масло сланцевое (топливное);

  • компоненты топлив (бензин газовый, изооктан технический, алкилбензин, топлива эталонные);
  • нефтяные растворители;
  • масла2:

1) турбинные, трансформаторные, для поршневых авиационных двигателей, МТ, веретенные, электроизоляционные, для вентиляционных фильтров, конденсаторные, холодильных машин и их полуфабрикаты, индустриальные, вазелиновое медицинское для технических целей, приборное МВП, парфюмерное;

2) моторные автомобильные для карбюраторных двигателей, моторные для автотракторных дизелей, моторные для дизельных двигателей, компрессорные, сепараторные, для направляющих скольжения металлорежущих станков, для гидросистем высоконагруженных механизмов, для опрокидывания вагонов самосвалов, поглотительное, масла-мягчители (пластификаторы), для производства химических волокон, трансмиссионные специальные;

3) трансмиссионные, цилиндровые тяжелые, сланцевое для пропитки древесины, для прокатных станов, для механических и гидромеханических коробок передач, для гидрообъемных передач и гидроусилителей рулей, для гипоидных и спирально-конических, червячных, цилиндрических передач; жидкости смазочно-охлаждающие;

  • смазки пластичные;
  • вазелины;
  • парафины нефтяные (жидкие, твердые);
  • битумы нефтяные;
  • присадки;
  • кислоты нефтяные;
  • сажа и т.д.
     

ВИДЫ ТАРЫ И УПАКОВКИ ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Для упаковывания нефтепродуктов применяют различные виды тары в соответствии с приложением 1 к ГОСТ 1510-84, а именно:

  • металлические и деревянные бочки;
  • металлические, полимерные, фанерные, картонные навивные барабаны;
  • металлические и полимерные канистры;
  • ящики;
  • бумажные и полимерные мешки;
  • металлические и полимерные бидоны;
  • металлические, полимерные и стеклянные банки;
  • бутылки;
  • тубы.

Так, ГОСТ 1510-84 предусмотрены в том числе следующие требования к упаковке нефтепродуктов:

  • мазеобразные и твердые нефтепродукты (за исключением нефтепродуктов с температурой каплепадения ниже 50 °С) допускается упаковывать в картонные навивные барабаны с применением полиэтиленовых вкладышей (п. 2.4);
  • допускается упаковывать дробленый хрупкий битум в мягкие контейнеры (п. 2.5);
  • нефтепродукты, предназначенные для бытового потребления, упаковывают в потребительскую металлическую и полимерную тару (металлические или полимерные бидоны, банки) вместимостью не более 5 дм3, стеклянную — не более 1 дм3 (допускается упаковывать строительный битум в тару вместимостью не более 15 дм3) (п. 2.7).

Согласно п. 2.14 ГОСТ 1510-84 потребительскую тару с нефтепродуктами помещают в транспортную тару:

  • бидоны — в деревянные обрешетки;
  • стеклянные банки и бутылки — в дощатые неразборные ящики с гнездами-перегородками с высотой перегородок не менее ¾ высоты укладываемых банок или бутылок;
  • полиэтиленовые, металлические банки и тубы — в дощатые, фанерные, полимерные и картонные ящики (при ярусной упаковке между ними делаются горизонтальные прокладки).

Полиэтиленовые и металлические тубы упаковывают в ящики с гнездами-перегородками.

Стеклянные банки и бутылки объемом не более 0,5 дм3 допускается упаковывать в картонные ящики с гнездами-перегородками.
 

КАК КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАННУЮ ТАРУ И УПАКОВКУ ОТ НЕФТЕПРОДУКТОВ?

В таблице 1 приведены виды отходов, к которым могут быть отнесены использованная тара и упаковка от нефтепродуктов согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь»3 (далее — ОКРБ 021-2019).

Таблица 1. Классификация использованной тары и упаковки от нефтепродуктов (согласно ОКРБ 021-2019)

Код отхода

Наименование отхода

Класс опасности

5492900

Использованная тара от нефтепродуктов

Третий класс

3510600

Металлическая тара загрязненная

Класс опасности определяется в соответствии с Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства4 (как правило, данный вид отходов относится к третьему классу опасности)

1870209

Отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытием прочие

Третий класс

1721300

Древесные отходы и деревянные емкости, загрязненные органическими химикалиями (минеральные масла, лаки)

Третий класс

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Согласно п. 16 Санитарных норм и правил «Требования к обращению с отходами производства и потребления»5 отходы 3-го класса опасности необходимо хранить в условиях, исключающих фильтрацию и переход вредных химических компонентов отходов в сопредельные среды (подземные и поверхностные воды, почву, воздух атмосферы и рабочей зоны).

 

МОЖНО ЛИ ПЕРЕДАТЬ ИСПОЛЬЗОВАННУЮ ТАРУ И УПАКОВКУ ОТ НЕФТЕПРОДУКТОВ ИНЫМ ЛИЦАМ?

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»6 (далее — Закон об отходах) отчуждение отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, разрешается только в целях последующих их подготовки, захоронения, обезвреживания и (или) использования7.

ВАЖНО
Согласно п. 31 ст. 3 Закона об отходах отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях их использования.


Регистрируем сделку об отчуждении отходов

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона об отходах сделки об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды) по месту их подготовки, временного хранения, захоронения, обезвреживания и (или) использования8.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами (далее — Положение о регистрации сделок), утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 8189 (далее — Постановление № 818).

Перечень опасных отходов, сделки с которыми подлежат регистрации (далее — Перечень опасных отходов), утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2020 № 36.


Все отходы, перечисленные в табл. 1, входят в Перечень опасных отходов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Отчуждение опасных отходов, включенных в Перечень опасных отходов, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, запрещается (п. 31 ст. 3 Закона об отходах).


Согласно п. 5 Положения о регистрации сделок не требуется регистрация сделок об отчуждении опасных отходов в том числе в случае отчуждения опасных отходов:

  • юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию такого вида отходов, включенного в реестр объектов по использованию отходов;
ВАЖНО
В данном случае необходимо выполнение двух условий:

•передаваемые организацией А виды отходов должны присутствовать в перечне отходов, которые может принимать организация Б;

•объект по использованию отходов должен эксплуатироваться в соответствии с законодательством (в т.ч. должен быть включен в реестр объектов по использованию отходов).

Удостовериться в том, что объект по использованию отходов эксплуатируется в соответствии с действующим законодательством, можно до момента подписания договора и осуществления сделки. Так, существует практика проведения внешнего аудита (конечно, при соблюдении конфиденциальности) по договоренности между двумя заинтересованными сторонами.
  • юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду10, составляющими работами и (или) услугами которой являются использование отходов 1–3-го классов опасности11, обезвреживание, захоронение отходов, в соответствии с указанным в специальном разрешении (лицензии) перечнем разрешенных к использованию отходов 1–3-го классов опасности, перечнем обезвреживаемых отходов;
ВАЖНО
Передаваемые организацией А виды отходов должны быть указаны в лицензии организации Б, принимающей отходы.
  • юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим подготовку, захоронение, обезвреживание и (или) использование отходов за пределами территории Республики Беларусь;
  • юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим ввоз и (или) вывоз опасных отходов на основании:

– заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и (или) вывоз с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов, выдаваемых Минприроды;

– заключений (разрешительных документов) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства — члена ЕАЭС и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства — члена ЕАЭС опасных отходов, выдаваемых Минприроды.

Если сделку об отчуждении отходов необходимо зарегистрировать, согласно п. 7 Положения о регистрации сделок для регистрации сделки заявители представляют в орган регистрации (т.е. территориальный орган Минприроды по месту подготовки, временного хранения, захоронения, обезвреживания и (или) использования опасных отходов) документы, указанные в п. 6.25 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей12 (далее — Единый перечень), а именно:

  • заявление (в произвольной форме);
  • копию договора, составленного в письменной форме и подписанного лицами, которые совершают сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (т.е. организациями А и Б);
ВАЖНО
На практике заявитель представляет в орган регистрации не только копию, но и оригинал договора, на котором после регистрации сделки указываются:

•регистрационный номер и дата регистрации;

•наименование органа регистрации;

•должность лица, регистрирующего сделку, подпись и ее расшифровка.

Также на оригинале договора ставится печать органа регистрации. Оригинал договора с необходимыми отметками возвращается обратно заявителю.
  • документ юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих обращение с отходами, которые отчуждают опасные отходы, свидетельствующий об образовании опасных отходов или о приобретении ими права собственности на отчуждаемые опасные отходы13.
К СЛОВУ
В качестве такого документа можно представить инструкцию по обращению с отходами производства14 или акт инвентаризации отходов производства15.


Использование, обезвреживание или захоронение?

В соответствии со ст. 4 Закона об отходах основными принципами в области обращения с отходами в том числе являются:

  • приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды;
  • приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению;

То есть для каждого вида отходов следует в первую очередь определить, можно ли передать его на использование, затем, если такой возможности нет, выяснить, можно ли передать данный вид отходов на обезвреживание. Только в том случае, если первые два варианта обращения с конкретным видом отходов невозможны, отход следует отправить на захоронение.

СПРАВКА
Реестр объектов по использованию отходов, реестр объектов по обезвреживанию отходов и реестр объектов хранения, захоронения отходов размещены на сайте РУП «Бел НИЦ «Экология» www.ecoinfo.by/content/90.html. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому всегда следите за актуальностью информации.


Чтобы определить, возможно ли использование конкретного вида отходов, нужно установить, указан ли в реестре объектов по использованию отходов16 объект, который принимает на использование такой вид отходов от сторонних организаций. Если такой объект есть, то данный вид отходов в обязательном порядке требуется передавать на использование в соответствующую организацию.

Так, два вида отходов из перечисленных в табл. 1 следует отправить на использование (табл. 2).

Таблица 2. Тара и упаковка от нефтепродуктов, которые следует отправить на использование

Код и наименование отхода (согласно ОКРБ 021-2019

Вид переработки

Переработчик (адрес)

Использованная тара от нефтепродуктов (код 5492900)

Производство вторичной переработки пластмассы

ООО «ЭкоПолитех» (211332, Витебская обл., Витебский р-н, г.п. Яновичи, ул. Юбилейная, д. 1, каб. 3)

Древесные отходы и деревянные емкости, загрязненные органическими химикалиями (минеральные масла, лаки) (код 1721300)

Мобильная дробильная машина Peterson 5700С

Частное строительное унитарное предприятие «Линия Сноса» (211391, Витебская область, Оршанский р-н, г. Орша, ул. 1 Мая, д. 70)

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В случае если в реестре указан объект, который использует только свои отходы, а отходы от других организаций не принимает, передача отходов на использование на такой объект невозможна.


Поскольку указанные в табл. 2 отходы могут быть использованы на территории Республики Беларусь, согласно п. 3 ст. 1 Закона об отходах они относятся к вторичным материальным ресурсам17 (далее — ВМР), а в соответствии с п. 5 ст. 25 данного Закона захоронение ВМР запрещается.

В случае если в реестре нет объекта, принимающего на использование какой-либо из образующихся видов отходов, следует проверить наличие объекта по обезвреживанию данного вида отходов в реестре объектов обезвреживания отходов. Отходы, для которых в соответствующих реестрах отсутствуют объекты по использованию и обезвреживанию, следует отправить на захоронение.

Так как в реестре объектов по использованию отходов нет объектов, принимающих на использование металлическую тару загрязненную (код 3510600) и отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытием прочие (код 1870209), следует проверить наличие подходящих объектов по обезвреживанию данного вида отходов в реестре объектов обезвреживания отходов18. Поскольку таких объектов нет, указанные отходы необходимо отправить на захоронение.
 

Получаем разрешение на хранение и захоронение отходов

Согласно п. 5 Положения об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства19 (далее — Положение о выдаче разрешений) для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства заявители представляют в орган выдачи разрешений заявление на захоронение отходов производства по форме согласно приложению 2 к Положению о выдаче разрешений и документы, предусмотренные в п. 6.24 Единого перечня, а именно:

  • расчет годового количества образования отходов производства20;
  • акт инвентаризации отходов производства21;
  • копию инструкции по обращению с отходами производства22;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • копии заключений о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в случаях, предусмотренных законодательством об обращении с отходами).

В соответствии с п. 4 Положения о выдаче разрешений выдача разрешений производится территориальными органами Минприроды, в т.ч.:

  • Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды — в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;
  • областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды — в случаях:

– если среди отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1–2-го классов опасности, 3-го класса опасности свыше 5 т/год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т/год;

– хранения, захоронения отходов производства на территории двух и более районов одной области;

  • районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды — в случаях хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, указанных выше.
     

Оформляем документы для перевозки отходов

Согласно п. 2 ст. 26 Закона об отходах перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (далее — сопроводительный паспорт), за исключением:

  • перевозки на захоронение (в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг) отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам;
  • перевозки отходов производства, производитель которых одновременно является их собственником, получателем и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перевозку таких отходов;
СЛОВАРЬ
Собственник отходов — юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном Законом об отходах и иными актами законодательства (п. 30 ст. 1 Закона об отходах).
  • перевозки отходов производства на хранение, захоронение, обезвреживание и (или) использование за пределы территории Республики Беларусь;
  • перевозки отходов производства, осуществляемой при наличии товарно-транспортной накладной (за исключением перевозки опасных отходов, осуществляемой с соблюдением международных договоров Республики Беларусь23).
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Форма сопроводительного паспорта и Инструкция о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (далее — Инструкция) утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 11224.


Согласно п. 3 Инструкции сопроводительный паспорт оформляется собственником отходов производства путем заполнения всех реквизитов для перевозки отходов, предназначенных для использования, обезвреживания, хранения, захоронения, до начала перевозки отходов производства (Пример).

Пример. Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства

Как уже отмечено ранее, перевозка отходов производства (за исключением перевозки опасных отходов и грузов, которая осуществляется с соблюдением международных договоров Республики Беларусь) при наличии товарно-транспортной накладной осуществляется без оформления сопроводительного паспорта.

РЕЗЮМЕ
1. Использованную тару и упаковку от нефтепродуктов можно классифицировать в соответствии с ОКРБ 021-2019 как использованную тару от нефтепродуктов (код 5492900), металлическую тару загрязненную (код 3510600), отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытием прочие (код 1870209), древесные отходы и деревянные емкости, загрязненные органическими химикалиями (минеральные масла, лаки) (код 1721300).

2. Сделки об отчуждении отходов, входящих в Перечень опасных отходов, другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации в территориальных органах Минприроды (за исключением некоторых случаев).

3. Отходы с кодами 5492900 и 1721300 необходимо отправить на объект по использованию отходов, а отходы с кодами 3510600 и 1870209 — на захоронение (в этом случае следует получить разрешение на хранение и захоронение отходов).

4. Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.

 

1 Подписано в г. Москве 12.04.1996. Ратифицировано постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25.09.1996 № 624-XIII.

2 Об использовании отработанных автомобильных масел см.: Регистрируем объект по сжиганию отработанных автомобильных масел // Экология на предприятии. 2021. № 6. С. 50–61.

3 Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

4 Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.11.2019 № 41/108/65.

Подробнее об установлении класса опасности отхода см.: Устанавливаем класс опасности отходов // Экология на предприятии. 2021. № 7. С. 47–56. URL: www.vk.cc/c4b4oK.

5 Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.12.2016 № 143.

6 В ред. от 10.05.2019.

7 В соответствии со ст. 1 Закона об отходах:

  • подготовка отходов — выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов;
  • захоронение отходов — изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования;
  • обезвреживание отходов — уничтожение отходов (в т.ч. сжигание отходов, не связанное с их использованием), действия, совершаемые с отходами, приводящие к уменьшению или ликвидации их опасных свойств;
  • использование отходов — применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.

8 Подробнее о регистрации сделки об отчуждении отходов см.: Регистрируем сделку об отчуждении опасных отходов // Экология на предприятии. 2021. № 1. С. 55–61.

9 В ред. от 02.07.2021.

10 Единый реестр лицензий размещен по адресам license.gov.by и лицензия.бел.

11 См. Использование отходов 3 класса опасности без лицензии влечет за собой административную ответственность // Экология на предприятии. 2021. № 8. С. 45–47.

12 Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

13 О переходе права собственности на отходы см.: Дубовец Д.Л. Переход права собственности на отходы // Экология на предприятии. 2021. № 5. С. 31–37. Скачать статью целиком бесплатно можно по ссылке www.vk.cc/c5aXL9 (примеч. ред.).

14 Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (в ред. от 24.11.2020).

О разработке инструкций по обращению с отходами производства см.:

  • Дубовец Д.Л. Составляем инструкцию по обращению с отходами производства // Экология на предприятии. 2020. № 10. С. 62–74. URL: www.vk.cc/bWfVSn;
  • Разработка инструкций по обращению с отходами: разбираем нюансы // Экология на предприятии. 2021. № 3. С. 89–92;
  • Дубовец Д.Л. Рассчитываем одну транспортную единицу // Экология на предприятии. 2021. № 6. С. 63–69 (примеч. ред.).

15 Подробнее о проведении инвентаризации отходов производства см.: Воронько И.С. Инвентаризация отходов: каков порядок действий? // Экология на предприятии. 2020. № 11. С. 47–59. Скачать статью целиком бесплатно можно по ссылке www.vk.cc/c4FHHt (примеч. ред.).

16 URL: www.vk.cc/c5q59a, www.vk.cc/c5q5gQ (дата обновления — 24.08.2021).

17 Подробнее об обращении с ВМР см.: Михайлов А.А. Вторичные материальные ресурсы: документальное оформление и представление отчетности // Экология на предприятии. 2021. № 4. С. 50–62.

18 URL: www.vk.cc/c5q43R (дата обновления — 24.08.2021).

19 Утверждено Постановлением № 818.

20 Согласно п. 6 Положения о выдаче разрешений в случае отсутствия у заявителя нормативов, акта инвентаризации отходов производства и (или) инструкции по обращению с отходами производства, наличие которых не требуется, расчет годового количества образования отходов производства осуществляется на основании разработанной в установленном законодательством порядке проектной документации.

21 За исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций.

О том, какие документы в области охраны окружающей среды не обязаны разрабатывать микроорганизации, см.: Воронько И.С. Какие требования по разработке природоохранной документации не распространяются на микроорганизации? // Экология на предприятии. 2021. № 8. С. 41–44 (примеч. ред.).

22 За исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций.

23 В частности, таким международным договором является Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее — Конвенция), к которой Республика Беларусь присоединилась Указом Президента Республики Беларусь от 16.09.1999 № 541.

Трансграничная перевозка — любое перемещение опасных или других отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такая перевозка затрагивает по крайней мере два государства (п. 3 ст. 2 Конвенции).

О трансграничном перемещении отходов см.: Лимож Н.И. Новый порядок выдачи разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов // Экология на предприятии. 2021. № 4. С. 18–28 (примеч. ред.).

24 В ред. от 20.11.2019.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 9 (123), сентябрь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.