№ 2, февраль 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Закупки работ, товаров и услуг природоохранного назначения за счет бюджетных средств

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

Д.Л. Дубовец, инженер по охране окружающей среды 2 категории ОАО «УКХ «Минский моторный завод»

Органы законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь нередко являются инициаторами выделения денежных средств для развития субъектов среднего и малого бизнеса, оказания финансовой поддержки крупным предприятиям. Источником финансирования в таких случаях являются республиканский и местный бюджеты, государственные внебюджетные фонды. Выделяемые при этом средства получателями могут направляться на реализацию природоохранных мероприятий и осуществление «зеленых» закупок.

Справочно.
«Зеленые» закупки
– это система закупок, в ходе которой государственные и муниципальные органы приобретают товары, работы и услуги с уменьшенным воздействием на окружающую среду в сравнении с аналогами.
Природоохранные мероприятия – процедуры, направленные на существенное улучшение состояния окружающей природной среды или на создание условий для ее улучшения[1].

 

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 18.12.2019) приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств относится к государственным закупкам.

Направления государственных закупок товаров, работ и услуг природоохранного назначения (далее – госзакупки) многогранны: внедрение газоочистных установок, сооружений по очистке сточных вод, восстановлению загрязненных земель, внедрению альтернативных источников энергии и пр.

Справочно.
Перечень мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.2011 № 26 (в ред. от 09.06.2021).

 

Процедуры проведения госзакупок несколько отличаются от процедур закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых предприятиями за счет собственных средств, а самим сделкам со стороны контрольных (надзорных) органов уделяется особое внимание. В статье подробно расскажем об особенностях осуществления госзакупок, которыми должны руководствоваться получатели бюджетных средств.

Нормативная база

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения госзакупок и отдельных видов его процедур, перечислены ниже.

  • • Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках). Основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий отношения, возникающие в связи с осуществлением госзакупок, включая их планирование, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора.
  • Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг) (в ред. от 18.04.2019).
  • Положение о порядке функционирования государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.11.2019 № 812 «О порядке создания и функционирования государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками».
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» (в ред. от 06.10.2021).
  • Положение о порядке проведения открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса  с ограниченным участием, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 448 (далее – Положение о порядке проведения открытого конкурса).
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 06.10.2021; далее – Постановление № 395).
  • Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».
  • Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (в ред. от 24.02.2020; далее – Постановление МАРТ № 30).
  • Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.01.2019 № 10 «Об установлении формы годового плана государственных закупок» (в ред. от 24.02.2020).
  • Положение о комиссии по государственным закупкам, утвержденное постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь 21.01.2019 № 7 (в ред. от 04.11.2019).
 

[1]Пункт 3 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-002-2019 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экономическая оценка внедрения природоохранных мероприятий» (утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.12.2019. № 10-Т).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (128), февраль 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.